Определение понятия
Система образов – совокупность художественных образов литературного произведения. В теории литературы система образов включает в себя не только образы персонажей, но и образы-детали, образы-символы и т.д., способствующие раскрытию авторского замысла
Система образов называется системой, потому что все ее элементы (художественные образы) находятся во взаимосвязи: в нашем случае работают на одну цель – раскрытие центральной темы произведения и авторского замысла, передачу читателю основных смысловых посылов, создание у читателя нужных автору впечатлений, ощущений и переживаний.
Валентин Хализев в «Теории литературы» дает такое определение понятию «образ»:
«В составе философии и психологии образы — это конкретные представления, т. е. Отражение человеческим сознанием единичных предметов (явлений, фактов, событий) в их чувственно воспринимаемом обличий».
Отличие системы образов от системы персонажей
Не стоит путать систему образов и систему персонажей в романе. Система персонажей – это герои, изображение и раскрытие их характеров, описание взаимоотношений друг с другом, группировка персонажей и определение их ролей относительно главных действующих лиц. А система образов включает в себя и систему персонажей, и другие средства создания образов, способствующие раскрытию авторского замысла, основных тем произведения, создание у читателя нужного писателю настроения.
Например, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» создан особый образ Петербурга, который является не только местом действия, декорацией для событий в романе, но и представляет самостоятельный художественный образ – тесного города, давлеющего над личностью, города, в котором мучаются неприкаянные маленькие люди. Создается он с помощью многочисленных городских пейзажей, как развернутых, так и ограниченных одной-двумя фразами.
В «Капитанской дочке» А.С. Пушкина путешествие Петра Гринева к крепости начинается со сцены бурана. Эта сцена занимает существенное место в повести и по объему (это довольно подробный пейзаж), и по значению: торжество снежной стихии, сметающей все на своем пути, становится образом, символизирующим стихийный пугачевский бунт, то есть буран – это полноценный образ-символ, являющийся частью системы образов повести.
Чуть позже тот же прием, а именно изображение снежной бури, метели, снегопада как символа хаоса, передающего эсхатологические настроения – будет применен А.А. Блоком в «Двенадцати» и М.А. Булгаковым в «Белой гвардии». Эти образы-символы позволяют автору создать у читателя особое, нужное ему настроение: в случае с метелью – передать ощущение приближающегося краха цивилизации, разрушение привычного мира, создать ощущение беззащитности человека перед силами более мощными и неуправляемыми. Похожий прием используется Джоном Мартином в «Песне льда и пламени»: иные (белые ходоки), приходящие с севера, из-за ледяной стены несут с собой вечную зиму как символ смерти и вечного забвения, а значит, гибели существующего мира.
Подобного эффекта писателю не добиться, если прорабатывать только персонажей, не заботясь других образах-символах, деталях и т.д. При этом образы-деталииграют подчас такое же значение, как и символы, помещенные писателем в центр повествования. Деталь – выразительная подробность – тоже работает на раскрытие авторского замысла, уточняет, дополняет создаваемую картину действительности.
Так, в «Бойцовском клубе» Чака Паланика выразительной деталью становится отпечаток счастливого плачущего лица рассказчика на футболке Боба. В романе безымянный герой-рассказчик мучается от бессонницы, причина которой неизвестна (на самом деле он страдает от бессмысленности потребительского существования), и по совету врача отправляется на встречи групп поддержки людей, больных смертельными заболеваниями, чтобы увидеть тех, кому по-настоящему тяжело. Один из этапов терапии в группах – коллективный, освобождающий плач. Рассказчик посещал собрания, но не плакал.
«А потом был Боб. Это был первый раз, когда я пришёл в группу рака яичек «Остаёмся мужчинами вместе». И Боб, здоровенный такой жлоб, надвинулся на меня и заревел. <…>Это всё, что я помню. Боб обнял меня со всех сторон, и его голова накрыла мою. И вдруг — я потерян внутри, растворился в тёмном тихом полном забвении. И когда я, наконец, отодвинулся от его мягкой груди, на майке Боба остался мокрый отпечаток плачущего меня. <…>Я никогда больше не ходил к врачу. Я никогда не жевал корень валерианы. Это была свобода. Потерять всякую надежду было свободой».
Отпечаток на футболке становится деталью, позволяющей дополнить образ героя-рассказчика и создать образ обретенной им на время свободы, ощущения реальности бытия.
Система образов в романе
Если говорить про персонажную сферу, то образ — это не просто изображение героя, но его поведение, поступки, реплики, внутренние монологи. На создание образа влияет не только описание внешности героя, но создание его психологического портрета. А также проработка взаимосвязей между героями, продумывание принципов их взаимодействия, сцены и эпизоды с их участием.
Система образов в произведении позволяет создать полноценный художественный мир, способствует раскрытию авторского замысла (поднять актуальную тему, исследовать интересующую писателя идею, отразить цайтгайст – дух времени). Подчас все писательские усилия направлены на осмысленное формирование системы персонажей, портретов героев, где все объекты изображения становятся отражением авторской характеристики – то есть на создание продуманной системы образов. Как мы это встречаем в романах Гюстава Флобера «Госпожа Бовари», Синклера Льюиса «Главная улица», Харпер Ли «Убить пересмешника».
Большое внимание построению системы образов уделял Оноре де Бальзак. Он считал, что она должна строиться на основе определенной иерархии персонажей и идей. Бальзак в середине 19 века утверждал:
«Каково бы ни было число аксессуаров и героев, современный романист должен группировать их по степени их значительности, подчинить их солнцу своей системы — интересу или герою, и вести их в определенном порядке, как некое сверкающее созвездие».
Лев Толстой про систему образов
Лев Толстой в письме к Фету во время подготовки им «Войны и мира» так рассказывал про создание системы образов в романе:
«Я тоскую и ничего не пишу, а работаю мучительно. Вы не можете себе представить, как мне трудна эта предварительная работа глубокой пахоты того поля, на котором я принужден сеять. Обдумать и передумать все, что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать миллионы возможных сочетаний, для [того] чтобы выбрать из них 1/1 000 000, — ужасно трудно. И этим я занят».
Контраст в системе образов
Контраст– художественный прием создания образов, основанный на противопоставлении друг другу явлений, событий, персон – он часто используется писателями при формировании системы образов в художественном произведении. Чаще всего в произведении крупной формы друг другу противопоставляются характеры. Например протагонисту противопоставлен антагонист: Гарри Поттеру – Волан-де-Морт, Маугли – тигр Шер-Хан. Антигерою тоже может быть противопоставлен персонаж – носитель истины. Например, Родиону Раскольникову противопоставлен Порфирий Петрович.
Но и образы-символы тоже могут быть противопоставлены друг другу. Так например, в «Войне и мире» изображены два образа одного и того же дуба, мимо которого едет князь Болконский: образ сухого дерева, еще не проснувшегося после зимней спячки, и пробудившегося, покрытого листвой могучего дуба-великана.
Контраст используется и в названиях произведений: «Преступление и наказание» Достоевского, «Война и мир» Толстого, «Отцы и дети» Тургенева, «Толстый и тонкий» Чехова, «Красное и чёрное» Стендаля, «Живой труп» Толстого, «Живые и мёртвые» Симонова.
Использованный в названии контраст уже намекает на определенную систему образов, созданную автором в произведении, готовит читателя к тому, что герои будут группироваться и противопоставляться друг другу в соответствии с обозначенными в названии явлениями.
Образы и авторский замысел
Писатель сознательно конструирует систему образов, определяя, какой из задуманных им приемов будет работать на главную идею, какие герои станут действовать в произведении, и в каких отношениях они находятся между собой, какие символы и детали помогут создать убедительную характеристику персонажей, событий и т.д.
Подчас образность оказывается для писателя важна настолько же, насколько и герои, тема, само повествование. Именно к таким произведениям можно отнести «Сто лет одиночества» Габриеля Гарсия Маркеса, «Игру в классики» Хулио Картассара, всю прозу Владимира Набокова, «Пейзаж, нарисованный чаем» и другие произведения Милорада Павича. Эти стилистически избыточные тексты, в которых любители языковой игры найдут особое удовольствие, изобилуют художественными образами, находящимися в особых взаимосвязях, которые читателю еще нужно суметь, подобно литературному ребусу, разгадать.
Итак, продуманная система образов позволяет:
- создать ёмкие, зримые художественные образы и как следствие – сильнее воздействовать на читателя;
- раскрыть центральную тему произведения и воплотить авторский замысел;
- сделать произведение более убедительным, цельным.
Вопросы и комментарии 1