Как стать писателем: руководство для начинающих писателей




Как стать писателем. Оглавление:



“Здравствуй, брат!” Писать – очень легко

Годами думаешь: завтра начну. И не начинаешь. Смотришь по сторонам, подчас завидуешь, но буксуешь. Кажется сложно, неподъемно, и время еще не пришло, да и вдруг не выйдет… Знакомо? И что любопытно, касается очень многих дел: от занятия спортом до выбора супруги. И писательство сюда же.

Дело в том, что литературными способностями от природы обладают очень многие люди, формально далекие от литературы. Близкие называют их хорошими рассказчиками, придумщиками, балагурами, сочинителями, но те теряются, когда нужно изложить свои мысли на бумаге, а некоторые – когда надо их публично выразить. Кому-то не хватает смелости, выдержки, терпения, веры окружающих, и даже элементарной уверенности в том, что начать – это легко. А ведь начать – это действительно легко. Стоит только погрузиться в процесс создания текста, и магия.

И хотя, петербургская литературная легенда гласит, что писатели из объединения Серапионовы братья (Петроград, 1921-1926 гг..) встречали друг друга фразой: «Здравствуй, брат! Писать очень трудно…», мы убеждены в том, что сегодня автору писать куда легче, чем, допустим, 20-30, а уж тем более 100 лет назад. К услугам современного автора все прелести и премудрости мультимедиа, информационных технологий, а ещё мгновенный доступ фактически к любой информации и возможность делиться своей работой с такими же начинающими авторами. Да и писательство сегодня не считается делом экстравагантным. Стремление посвятить себя литературе и раздумья и о том, как стать писателем, редко вызывает удивление, а тем более возмущение окружающих, как бывало некогда. Да, литература ‑ не финансы, но при известных способностях, усердии и удачном стечение обстоятельств писательство может прокормить не хуже любой другой офисной профессии. Попробовать стоит.



Вступление

Рассказываем про то, каково это – писать, и как это делать, если раньше никогда ничего не сочинялось, не придумывалось и не писалось. Или сочинялось, но систематизированных знаний о том, как осваивать профессию, не было. Делимся стратегией писательского успеха, а еще приёмами и нехитрыми техниками, овладеть которыми смогут начинающие авторы. Мануал для тех, кто стоит в начале пути и хочет стать писателем.

Стать популярным писателем – значит, завладеть умами миллионов читателей. Это значит, быть не просто узнаваемым, а известным. А еще создавать тренды, предлагать идеи, вселять надежду. Даже в сегменте развлекательной литературы – каждый художественный текст способен влиять на свою аудиторию. Роль писателя сложно переоценить. Неудивительно, что сегодня многие, обладающие искрометной фантазией и хорошим слогом, люди задаются вопросом «Как стать писателем?».

И ответ на этот вопрос гораздо шире, чем просто рассказ о том, как написать книгу. Стать писателем – значит овладеть профессией. То есть не просто писать в стол и для души, а уметь продвигать свою рукопись, издаваться и зарабатывать на этом. А еще писатель должен суметь снискать одобрение читательской аудитории, быть востребованным и всегда самосовершенствоваться, чтобы успевать за изменениями рынка.

Многие воспринимают писательство как творческую профессию, и кажется, будто порог вхождения в нее невысок. Но это иллюзия. Для того чтобы стать профессиональным писателем, нужен серьезный подход к делу. Но гарантированно действующих рецептов никто никогда не даст: многое в этом деле зависит от таланта, трудолюбия, готовности совершенствоваться и от банальной предприимчивости. Но все равно литературный путь предшественников позволяет говорить о том, что существуют драйверы, ускоряющие успех.

Писательство стоит на трех китах:

  1. Образование и качественная подготовка
  2. Владение словом и хорошая фантазия
  3. Трудолюбие и готовность работать, работать, работать – над собой, текстом, аудиторией, формированием собственного бренда

Если вы хотите стать писателем, нужно суметь оседлать этих китов, как это сделали авторы-предшественники.

Мы упростили вам задачу и рассказываем о том, какие шаги предпринять, какие действия совершить, а каких стоит избежать, чтобы путь в профессиональную литературную среду стал короче, и стать писателем получилось раньше.



Начните с теории, но помните о практике

Писательство, как любая профессиональная деятельность, имеет теоретические базу. Теория литературы описывает процесс создания текста, принципы построения произведения, художественные приемы, законы литературных жанров и многие другие премудрости, которые однозначно пригодятся начинающему автору. Писательство фактически немыслимо без теории литературы, потому что теория лежит в основе практики, а ее изучение позволяет автору стать более осведомленным в деле, которым он занимается.

Но, пожалуй, вряд ли найдется другая профессиональная сфера, где изучение теории подвергалось бы таким нападкам со стороны новичков. Дело в том, что литература изобилует примерами успеха писателей, не имеющих филологического образования (Толстой, Достоевский, Чехов, Булгаков, Стругацкие), что создает иллюзию необязательности образования и освоения азов. Но, поверьте, это не что иное, как иллюзия. Вряд ли у кого-то повернется язык назвать Толстого или Достоевского необразованными людьми. Да, они не получали высшего литературного или филологического образования, но читали Аристофана и понимали, как работают законы Аристотеля. Да, у Рэя Брэдбери не было образования вообще, но о себе он говорил, что закончил не колледж, а библиотеку, в которую ходил трижды в неделю и читал книги. Чтение художественной литературы плюс изучение теории – это основа основ литературного дела, без которой немыслима писательская практика. Тот же Рэй Брэдбери помимо изучения теории писал по одному рассказу в неделю, а Лев Толстой писал ежедневно, фактически никогда не прерываясь.



Раздел с теорией литературы:


Изучение теории литературы и основ писательского мастерства – это тот фундамент, который сегодня любой начинающий автор может легко положить в основу своей литературной деятельности, потому что абсолютно все необходимые материалы и книги доступны в открытом доступе – только успевай читать.

И если вы серьезно настроены и хотите стать писателем, начать стоит с наращивания знаний, освоения теории литературы и книг про писательское мастерство. Но это вовсе не означает, что пока все талмуды не будут изучены, за творчество браться нельзя. Вовсе нет: писательство хорошо тем, что оно дает возможность одновременно изучать теорию и попрактиковаться.

А свои первые тексты можете публиковать на портале современной прозы Пиши.про:


Опубликовать произведения на Проза.Пиши.про:



Фиксируйте жизнь на бумаге

Самый главный герой на этом этапе ‑ маленький бумажный блокнот (или его электронная версия на любом гаджете), который всегда под рукой и куда в любое время дня и ночи автор записывает:

  1. Фразы
  2. Идеи
  3. Мысли

Всё любопытное, что слышит на улице или читает в Сети, все, что придумывает в часы поездок до работы/учебы/дома. И диктофон, на который можно оперативно записать (наговорить) любопытную мысль в том случае, если записывать от руки или печатать неудобно.

Принцип работы очень прост: человек все время что-то осмысляет, придумывает, анализирует. Почему бы не записать свои мысли или мысли людей, нас окружающих? Именно так и начали поступать блоггеры чуть больше десятилетия назад. Многие из них преуспели в деле фиксирования своих и чужих мыслей и даже сумели на этом разбогатеть. Начинающему автору тоже стоит пойти по этому пути: методично записывая все, что приходит в голову и все, что слышат уши: в основе больших романов лежат простые микро-истории, эпизоды, скрепленные диалогами из обычной, повседневной жизни.

Конечно, можно все выдумать, как Айзек Азимов. А можно и списать с натуры, как Федор Достоевский и Лев Толстой. А можно пойти по пути Михаила Булгакова, создавая произведения из смеси фантазии и реальности. Автору, только нащупывающему литературный путь, можно попробовать потренироваться и в том, и в другом, и в третьем деле. Но, согласитесь, каждый день жизнь показывает нам неограниченное число сцен, многие из которых достойны упоминания в литературном произведении (пусть беллетристическом, но все же литературном).

Итак: фиксируем свои мысли, диалоги, услышанные на улице/работе, удачные фразы, описываем любопытные сценки, которые увидели днем.



Пишите короткие истории

На этом этапе овладеваем навыками рассказчика: придумываем короткие, подчас крошечные истории из пяти, трех, и даже одного предложения. Истории записываем в блокнот или наговариваем на диктофон. Что это могут быть за истории: во-первых, большие романы, замысел которых вынашивают все авторы; во-вторых, описание сценок из жизни, подсмотренных в течение дня; в-третьих, переложение на свой лад знаменитых историй. На этом этапе задача начинающего автора состоит в том, чтобы научиться внятно излагать свои мысли формулировать идеи так, чтобы читатель понял, о чем речь.

На старте есть смысл придумывать очень короткие истории с финалом и без него, просто ради того, чтобы научиться излагать мысли и создавать законченные этюды. То есть тренироваться сочинять.

Пример короткой истории. На домашний вызов приехали сразу три машины скорой помощи, экипажи которых никак не могли решить, кому заниматься вызовом: каждый хотел домой, на ужин.

Лирическая история, чуть подлиннее. Грустный мужчина средних лет пережидал дождь, стоя под козырьком у входа в метрополитен. У него не было зонта, зато был костюм, который не хотелось промочить и деловая встреча, на которую нельзя опаздывать. Дождь не прекращался. Мужчина нервничал, почти страдал. Мимо проходила орава детей в сопровождении матери: все сплошь в дождевиках. Вдруг лицо мужчины озарилось. Нет, он не придумал способ смастерить дождевик из полиэтиленового пакета, потому что пакета у него не было. Зато на память ему пришли детские прогулки под дождем, брызги, прыжки, запретное счастье. Он больше не страдал.

Мы советуем пойти по пути, проложенному Рэем Брэдбери, а именно создавать по одному рассказу (короткой истории, зарисовке, этюду, сцене) в неделю. А чтобы написать один рассказ в неделю, над ним нужно работать регулярно, почти что каждый день. Так, к концу года автор получит 52 рассказа. Если хотя бы десять процентов из этого окажутся пристойного литературного качества, это будет успех. Из полученного материала можно будет создать полноценный рассказ/повесть/начало романа. Возможно, все истории сами собой сложатся в гармоничный пазл крупного произведения, и окажется, что ежедневная короткая тренировка приведет к достижению глобальной цели.



Читайте книги для писателей

Книги для писателей – это название большого сегмента нехудожественной литературы, которая помогает получить полезные профессиональные знания в комфортной домашней обстановке. Книг на эту тему издано много – это и серьезные академические исследования мировой литературы, и мемуары известных писателей, и веселые учебники по созданию забористых текстов, и мотивирующие книги, написанные в духе поддержания оптимизма у начинающего автора. Понятно, что прочитать все, что написано на эту тему – задача, мягко говоря, амбициозная.

Мы бы рекомендовали выбрать для себя несколько книг из разных категорий и внимательно изучить их, не мучая себя попытками поднять неподъемное – а именно прочитать все. Единственно, чему обязательно нужно уделить внимание – это абсолютной, безоговорочной классике: «Поэтике» Аристотеля, «Морфологии волшебной сказки» Владимира Проппа, «Тысячеликому герою» Кэмпбелла.

И, конечно, всегда интересно узнать, как говорят о литературном творчестве и что советуют успешные писатели, снискавшие мировую славу – их тоже есть смысл прочитать. Своими мыслями о писательстве поделились: Владимир Набоков в «Лекциях о русской литературе», Корней Чуковский в исследовании о художественном переводе «Живой, как жизнь», Рэй Брэдбери в мемуарах «Дзен в искусстве написания книг», Чак Паланик в сборнике эссе «На затравку. Моменты моей писательской жизни, после которой все изменилось», Курт Воннегут в книге советов «Пожалейте читателя», Умберто Эко в книгах «Роль читателя» и «Откровения молодого романиста», Джанни Родари в исследовании «Грамматика фантазии», Милан Кундера в «Искусстве романа», Стивен Кинг в мемуарах «Как писать книги», Элизабет Гилберт в книге «Живое волшебство».

Конечно, нужно отдавать себе отчет в том, что читая книгу автора бестселлера, на вершину литературного хит-парада автоматически не вознесешься, но зато можно познакомиться с его взглядом на профессию, узнать об обстоятельствах, которые привели к успеху, заглянуть в его мастерскую.

Стоит помнить и о том, что писатель работает с языком, поэтому некоторые советы, которые дают авторы, пишущие на английском, не всегда актуальны для русскоязычного литератора. Например, Айн Рэнд рекомендует описывать все мыслительные процессы героя, давать мотивировку его любому поступку, а, допустим, И.С.Тургенев этого не делает, во всяком случае, не всегда, и его произведения не сильно от этого проигрывают.

Поэтому без разбора следовать всему, что написано в пособиях для начинающих сочинителей не стоит, но вот использовать такие пособия в качестве проводника в мир литературы, позволяющего познакомиться с профессиональной средой, очень желательно. Чтение книг для писателей позволяет хоть немного приблизиться к разгадке ребуса литературного успеха, а если повезет, то еще получится перенять какую-нибудь полезную тактику поведения или литературный прием.



Виды книг для писателей:

Литературоведческие монографии и серьезные исследования мировой литературы (например, «Поэтика» Аристотеля, «Морфология волшебной сказки» Владимира Проппа, «Тысячеликий герой» Джозефа Кэмпбелла, «Теория литературы. Поэтика. Стилистика» Виктора Жирмунского, «» и др.

Лекции по литературе: «Лекции по русской литературе» Владимира Набокова, «Лекции по русской литературе» Василия Аксенова, «Искусство беллетристики. Руководство для писателей и читателей» Айн Рэнд, «Противоречие, перевертыш, парадокс. Курс лекций по сценарному мастерству» Олега Сироткина.

Практические руководства по написанию романа: «Как писать книги» Стивена Кинга, «Дзен в искусстве написания книг» Рэя Брэдбери, «Литературный марафон: как написать книгу за 30 дней» Криса Бейти, «От идеи до злодея. Учимся создавать истории вместе с Pixar» «52 способа написать бестселлер» Александра Г. Смитта, «Архитектура сюжета. Как создать запоминающуюся историю» Кэти Уэйланд, «Драматика или поэтика рациональности» Лаурис Гундарс, «Как написать книгу, чтобы ее не издали: 200 классических ошибок» Г. Миттельмарк и др.

Книги-мотиваторы для начинающих писателей: «Парус для писателя от Урсулы Ле Гуин», «Право писать. Приобщение и приглашение к писательской жизни» Джулии Кэмерон, «Писать легко», «Безграничное творчество: духовные практики по преодолению неуверенности в себе», «Зачем мы пишем? Известные писатели о своей профессии», «Пиши бесстрашно. Как написать YA- роман» и др.


Раздел с книгами для писателей:




Прочитайте классику и бестселлеры

Да, это абсолютно точно и проверено практикой – читать классику художественной литературы обязательно, даже если вы хотите стать писателем в таком жанре, как боевое фэнтези. Почему-то некоторые начинающие авторы со скепсисом относятся к идее чтения классики. Мол, зачем тратить силы и время на Шекспира или Тэффи, когда я работаю в другой стилистике. Определенная логика в этом, конечно, есть: прагматичный подход диктует нам необходимость делать только то, что точно пригодится для работы, на остальное просто может не хватить времени. Но все-таки есть однозначная, стопроцентная классика, признанная всем мировым сообществом, без чтения которой немыслимо существование культурного человека. Есть книги, которые определяют культурные коды эпох, влияют на умы миллионов читателей, и следовательно, навсегда остаются в литературном процессе. Эти книги читать обязательно. Причем читать их нужно не столько ради развлечения, сколько для того, чтобы понять, как они сделаны, каков сюжет, кто является героем истории, и как описаны эти герои. Читать глазами писателя, стараясь разгадать секрет устройства романов, покоривших мир. Из такого профессионального чтения рождается представление о том, как устроен качественный текст, как должно развиваться действие, кто и когда оказывается в фокусе внимания автора. Не говоря уже о том, что чтение наполняет идеями и смыслами, которые могут пригодится в работе над книгой.



Тренируйтесь в «Школе писателя»

Многим начинающим авторам бывает сложно сразу приступить к большому произведению – здесь на помощь могут прийти литературные игры или участие в литературных марафонах. А еще наш открытый проект «Школа писателя», который позволяет потренироваться в написании небольших текстов на заданную тему, например, описание героя-злодея или героя-победителя. Писать маленькими эпизодами гораздо легче, чем сразу браться за большой роман. Поэтому выполнение заданий в «Школе писателя» можно рассматривать как поэтапную работу над крупным произведением. Да и просто иногда полезно писать небольшие художественные тексты, чтобы оттачивать слог, тренировать фантазию, вырабатывать навык выдумывать сходу сюжетные коллизии. Задания предваряет теория и примеры из мировой классики, а каждый участник может видеть задания, выполненные другими пользователями, и оценивать их. Увлекательно, просто, доступно, а главное – очень полезно для того, чтобы попробовать себя в чем-то новом и открыть в себе новые грани мастерства.

Писателю все время приходится быть в творческом тонусе, и небольшие задания позволяют всегда быть в готовности. Даже литературные игры помогают прокачивать фантазию и учиться управляться со словами. Чтобы взбодрить себя, зарядить энергией перед работой над большим текстом, участвуйте в нашей литературной игре: «Прокачай креатив».

Любая литературная активность полезна для начинающего писателя, потому что позволяет ему шаг за шагом приближаться к профессионализму: уметь придумывать увлекательные сюжеты, писать гладко и увлекательно и всегда быть готовым генерировать.


Онлайн "Школа писателя" на Пиши.про:



Развивайте писательские качества

Профессиональный писатель - это человек уникальный, способный не только фантазировать, ловко формулировать мысли, но и уметь день за днем заниматься монотонным, подчас мучительным сочинительством, создавая текст рукописи, судьба которой пока что неизвестна. А когда книга закончена, автор должен вложить все силы в ее продвижение, стать менеджером по рекламе и продажам. Писательство требует от автора недюжинных способностей, выходящих за рамки литературы. Хорошая новость в том, что качества эти можно развить.

Литературное чутье.

Основной инструмент писателя – слово. От умения им пользоваться во многом зависит, войдет ли книга в историю большой литературы или канет в небытие. Писатель обязан быть хорошим стилистом. А развить навык владения словом помогает чтение художественной литературы и постоянные тренировки, оттачивание стиля, готовность писать и переписывать, чтобы получилось лучше. Но умение владеть словом не означает, что писатель можно быть скверным рассказчиком. Подлинный литературный дар как раз таки и предполагает синтез литературных способностей и умения рассказать историю. Да, сюжет будет бедным и скучным без богатого языка и неповторимого стиля автора. Но от умения талантливо писать не должна страдать история. И литературное чутье как раз и заключается в способности находить баланс между сюжетом и стилем.

Аналитический склад ума.

Давным-давно на этом этапе говорили, что писатель должен использовать свой жизненный опыт и писать только о том, что знает и испытал сам. Сегодня эту установку можно отменять, потому что автор может узнать буквально обо всем на свете, не выходя из дома и даже не вставая с дивана. Как летать на Марс, как добывать нефть, как играть Лунную сонату. Достаточно быть наблюдательным, вдумчивым, даже въедливым. То есть обладать аналитическим складом ума. И любое узкопрофильное, профессиональное, труднодоступное знание откроется вам. Готовность анализировать, подмечать мелочи, выявлять закономерности - обязательны для писателя. Даже если речь идет о беллетристике, писателю нужно уметь обобщать, делать выводы.

Трудолюбие

Результат писательского труда – это текст. А чтобы его получить, необходимо долго и непрерывно писать. Полностью погрузиться в работу, отрешиться от окружающего мира и выпустить из-под пера заданное количество символов. Труд писателя однообразен, подчас невыносимо монотонен. И чтобы справляться с ним, нужно быть усидчивым человеком, умеющим сосредоточиться и во что бы то ни стало писать, писать и писать, пока произведение не приобретет законченный вид.

Все литературные звезды именно так и поступали. Например, Бальзак писал запоем, не выходя из дома целыми днями, пока не была окончена очередная рукопись. Но поскольку он жил за счет гонораров, то по окончании одной книги, ему приходилось сразу же браться за другую.

Борьба с прокрастинацией

Прокрастинация - это склонность откладывать важные дела на потом. Классический пример - это Скарелтт О’Хара, героиня романа “Унесенных ветром” с ее знаменитой фразой “Не хочу думать об этом сегодня, подумаю об этом завтра”. Писательство - занятие трудоемкое, поэтому начинающие авторы очень часто откладывают написание романа до лучших времен. Победить прокрастинацию позволяет создание четкого плана действий, участие в писательских марафонах и работа в литературной группе - это когда авторы собираются вместе и три-четыре часа подряд пишут, не отвлекаясь. Наши литературные игры и Школа писателя Пиши.про тоже позволяют бороться с прокрастинацией, потому что вовлекают в писательство и позволяют оставаться в творческом тонусе.


Подробнее о качествах писателя:






Посещайте курсы для писателей

Значительно упрощает путь в профессию профильное образование. Все учебные программы, которые мы называем курсами для писателей, вне зависимости от формата и длительности преследуют цель дать полезные знания, которые смогут упростить путь в профессиональную писательскую среду. У литературного образования много критиков, которые подвергают сомнению необходимость профильного обучения, ссылаясь на многочисленные примеры успешных писателей, которые не получали филологического образования. Однако назвать этих писателей необразованными вряд ли у кого-то повернется язык. Да, у Толстого и Бродского нет высшего образования, но они могли читать Аристотеля в оригинале, знали античную литературу и понимали, что такое трехчастная структура произведения. Да, они не посещали литературные курсы, потому что успешно занимались самообразованием, а Толстой, свободно говоривший на восьми языках, и другие писатели дворянского происхождения получали блистательное домашнее образование. Да, сами по себе курсы автоматически не сделают из начинающего автора первоклассного писателя, но зато они позволят получить те знания, применение которых на практике помогут добиться литературного успеха. Не секрет, что сегодня абсолютно все знания можно найти и получить самостоятельно, буквально не вставая с дивана. Но подчас искать информацию самостоятельно сложно и долго, в то время как качественный учебный курс способен может предельно упростить процесс познания.

Выбирать курс нужно внимательно, обращая внимание на то, кто, чему конкретно и как долго вас будет учить. Самое главное – определите, насколько компетентны преподаватели и высок ли их уровень экспертности. Потому что именно от качества подготовки и профессионализма лекторов, а не от громкого имени учебного заведения, будет зависеть качество предоставляемых знаний.

А прежде чем сделать выбор в пользу одной учебной программы, имеет смысл заняться самодиагностикой. Слово страшное, а смысл простой: задайте себе вопросы о том, зачем вам нужен учебный курс, что вы хотите получить в результате обучения, сколько времени вы готовы уделять занятиям, имеет ли для вас значение, как организованы лекции - в онлайн формате или оффлайн, нужен ли вам документ об образовании? Опираясь на полученные ответы, вы сможете действовать более эффективно и выбрать учебный курс, который действительно поможет решить поставленные задачи. Например, научит разрабатывать сюжет, писать гладко, познакомит с историей писательства в целом, расскажет, как действовать, продвигая свою рукопись.


Смотреть все курсы для писателей:



Прочитайте советы писателям

Всегда приятно, когда нас кто-то поддерживает, подсказывает, как действовать, принимает нашу сторону и говорит с нами на одной языке. Особенно это актуально, когда человек встает на такую зыбкую почву, как писательство, которая окружающими зачастую воспринимается не как будущая профессия, а хобби, отнимающее много времени и сил. Да и сами начинающие авторы подчас испытывают сомнения, в правильном ли направлении они движутся, тем ли заняты. Громкий успех писателей и собственная безвестность часто тревожат душу новичков. Да и другие сомнения подчас одолевают, подталкивая к тому, чтобы отказаться от намеченного пути. Наши «Советы начинающим писателям» как раз то, что нужно автору в минуту душевной слабости, сомнения, разочарования, да и просто когда хочется почитать что-нибудь полезное про писательство, писателей, литературный процесс.

Раздел с советами для писателей:



Участвуйте в литературных конкурсах

Пользу от участия в литературных конкурсах для начинающего автора сложно переоценить. Участие в конкурсах сильно мотивирует, стимулирует фантазию и прокачивает навык рассказчика, способствует формированию умения соблюдать дедлайн, не срывать сроки сдачи материала и учит писать на заданную тему, а это всегда бывает полезно, даже в качестве упражнения. Участие в конкурсах – это занятие для амбициозных авторов, которые ждут признания, ищут поощрения. И действительно, победы в крупных писательских соревнованиях всегда играют автору на руку, во всяком случае позволяют представить себя в более выгодном свете, когда речь пойдет о взаимодействии с издателем.

Да, конкурсы требуют времени и моральных затрат, ведь многие авторы очень трепетно относятся к оценке своего текста и труда. Но вне зависимости от результатов сам факт участия в конкурсе дает бесценный литературный опыт. Мы бы, конечно, рекомендовали относиться к победе в конкурсе легко: победите – отлично, а нет – что ж, это не повод разочаровываться в литературной деятельности.

Мы бы рекомендовали, в первую очередь, участвовать в бесплатных, открытых конкурсах и премиях, а к платным относиться с определенной долей критического мышления. Анализируя участие в платном конкурсе, всегда нужно выяснять, кто является организатором, какова история проведения таких конкурсов, и что участники получают в результате. Читайте отзывы участников, собирайте информацию в открытых источниках – постарайтесь собрать исчерпывающие сведения о премии.


Просмотреть все литературные конкурсы:



Напишите книгу, чтобы стать писателем

Писателю нужна своя книга: роман, повесть, сборник рассказов, бизнес-роман – вне зависимости от формы это должна быть законченная рукопись, которую автор предъявит миру в качестве результата своей работы. Истина, против которой вряд ли кто-то сможет возразить, заключается в том, что стать писателем можно, только написав книгу. Собственно, большое законченное произведение и делает начинающего автора тем, кто рано или поздно назовется писателем. Но легко сказать, «написать книгу». Это титанический, скрупулезный, подчас монотонный ежедневный труд, а не просто череда мистических озарений.

О том, как написать законченное произведение, а также обо всех нюансах, связанных с работой над рукописью, читайте полноценную пошаговую инструкцию с большим количеством открытых материалов в нашем разделе «Как написать книгу».


Большая инструкция "Как написать книгу":



Избегайте плагиата и других подводных камней

Работая над текстом рукописи, никогда нельзя забывать об обязательном соблюдении законодательства, в том числе и о ненарушнии авторского права других писателей. Полностью избежать заимствования сложно, потому что количество сюжетов мировой литературы не так уж и велико. Однако есть разница между использованием схожих образов, сюжетных коллизий и прямым воровством названий, имен, а главное - самого текста. Такого недобросовестного литературного поведения нужно избегать. Во-первых, из этических соображений, а во-вторых, плагиат (то есть использование чужого текста) невыгоден в практическом смысле: он может привести к судебным разбирательствам и крушению репутации.

Вообще быть законопослушным автором гораздо выгоднее и эффективнее, потому что книжные издательства никогда не будут рисковать и брать в работу рукопись, текст которой нарушает действующее законодательство. Поэтому есть смысл отслеживать все актуальные изменения в законах и следить за тем, чтобы нежелательных тем в тексте рукописи не поднималось, а запретных образов не возникало.


Подробнее о плагиате:






Редактируйте: повышайте качество текста

Казалось бы, чтобы стать писателем, нужно только написать книгу. Да, книга, само собой, нужна, но законченная рукопись – это только часть пути. После того, как работа над книгой закончена, начинается этап усовершенствований и редактуры. На этой стадии автору нужно убедиться, что качество художественного текста высокое. А если есть недочеты, шероховатости, сюжетные пробелы, то нужно повысить качество текста самостоятельно или с помощью читательской фокус-группы и литературных клубов, но эффективнее всего это сделать с помощью бета-ридеров, редакторов и корректоров, то есть профессионалов с высоким литературным чутьем, которые прочитают вашу рукопись и обозначат в ней сильные и слабые места для дальнейшего усовершенствования текста. Для объективности мы бы рекомендовали воспользоваться услугами нескольких ридеров.

Бета-ридеров, литературных редакторов и корректоров, которые помогут с вычиткой текста, вы можете найти на нашем сайте – в разделе «Беты»


Раздел с Бета-ридерами и редакторами:



Прокачать навык редактирования позволит раздел “День редактора” на Пиши.про - здесь любой автор может выступить в роли редактора, оценить выполненное задание в Школе писателя, оставить свой комментарий, дать полезный совет, поделиться мнением.


Раздел с выполненными заданиями:



Публикуйтесь в литературных журналах

После того, как рукопись закончена, вычитана, качество текста доведено до высокого уровня, можно приступать к публикации. Литературные журналы – один из каналов распространения своего текста. В стародавние времена литературные журналы были аналогом сегодняшних блогов и онлайн-сервисов для чтения – их читало все образованное население, в особенности интеллигенция. Любое художественное произведение, опубликованное в литературном журнале, сразу попадало к читателю, потому что тираж и подписка на него у журналов были роскошные. Сегодня, в 2024-м году литературные журналы – это чтение для эстетов. Большая часть аудитории литературных журналов – это сами авторы. Тем не менее публикация в литературном журнале – дело почетное, сам факт публикации можно использовать в качестве информации для портфолио. Поэтому тем авторам, кто хочет стать писателем, есть смысл обратить внимание на литературные бумажные и онлайн-журналы, попробовать опубликоваться, получить обратную связь от их редакторов.

Публикуйте тексты на онлайн-площадках

Редкий писатель пишет для себя – большинство стремится быть прочитанным. И сегодня начинающему автору гораздо проще добраться до аудитории – достаточно опубликовать свое произведение в Сети. Публикация на онлайн-площадках позволяет понять, насколько произведение читабельно, интересен ли сюжет, легок ли стиль, а что самое главное – получить обратную связь от непредвзятых читателей. Хватит писать в стол: ваши произведения должны увидеть свет. Публикуйте их на нашем портале, на платформах для самиздата, показывайте другим авторам, делитесь с читателями, наращивайте читательскую аудиторию. Помните: вы становитесь писателем в тот момент, когда вас начинают читать!


Раздел с литературными журналами:



Станьте писателем: издайте книгу

Хотите стать писателем – издайте книгу. Именно отпечатанный тираж делает писателем автора-новичка. Издание бумажной книги – самое сакраментальное событие в жизни каждого автора. Бумажная книга – это не только своеобразный литературный артефакт, это вещественное доказательство правильности выбранного пути. Книга становится подтверждением профессионализма, свидетельством того, что все по-настоящему. Изданная книга оправдывает, верифицирует всю писательскую деятельность автора. Она служит неоспоримым аргументом в споре с окружающими о том, что такое писательство – хобби или профессия. Именно поэтому, несмотря на постоянно растущую популярность электронных книг, начинающие авторы до сих пор стремятся издаться на бумаге.

Естественно, желательно, чтобы издательство само издало автора за свой счет и выплатило роялти и гонорар, допечатало тираж, подписало договор на издание еще одной книги. Это идеальный сценарий развития писательской карьеры, именно об этом мечтают начинающие авторы. Для того чтобы такой сценарий реализовался, необходимо трезво оценить свой текст, доработать его в случае необходимости, провести вдумчивый анализ издательского рынка, понять, какие именно издательства могут заинтересоваться романом вашего жанра. Нужно подготовить качественную самопрезентацию, написать работающий синопсис, участвовать в издательских питчингах, если они проводятся в вашем городе.

Можно пойти по другому пути – издать книгу самостоятельно, за свой счет, но и тогда реализовывать ее придется тоже своими силами. Зато это путь, который позволяет, не дожидаясь одобрения издателя, стать обладателем печатной книги, на обложке которой будет написано ваше имя.

Подробно о нюансах книгоиздания, о форматах взаимодействия с издательствами и типографиями, о печати книг за свой счет и за счет издателя читайте подробнее в нашем разделе «Как издать книгу» - здесь много пользы для тех, кто мечтает увидеть свое имя на обложке.


Руководство "Как издать книгу":



Создайте свою страницу в Сети

Для автора очень удобно взаимодействовать с издателями и аудиторией, когда вся информация о нем находится в одном месте, на одной странице, зайдя на которую любой желающий может узнать о писателе все, что тот посчитает нужным рассказать о себе. Наш раздел “Авторы” как раз позволяет реализовать эту задачу. Здесь можно создать своеобразное портфолио или презентацию о себе, рассказать о своем творческом методе, своих художественных взглядах, опубликовать свои тексты, поделиться планами. Это удобно, когда издателю нужно отправить информацию о себе, показать, что автор серьезно занимается писательством, что он работоспособный, надежный и перспективный. Любой автор на Пиши.про может создать личный кабинет, который, помимо прочего, упростит пользование ресурсами сайта, поможет держать под рукой все нужные страницы и разделы. Уж не говоря о том, что если ты начинающий писатель, всегда приятно быть в кругу единомышленников.


Создайте личную страницу автора на Пиши.про:



Быть писателем - значит иметь свою читательскую аудиторию

Чтобы стать писателем, нужно не только написать, но и издать книгу, довести свое произведение до читателя. А издание книги неизвестного автора требует от издательства колоссальных инвестиций в его продвижение. В условиях, когда издательства настроены на сокращение производственных издержек, вкладываться в авторов, которые могут провалиться, неразумно. Поэтому сотрудничество с начинающими писателями начинается в том случае, когда его успех можно спрогнозировать. Залогом успеха служит собранная читательская аудитория, которая читает автора в электронном виде.

Читательская аудитория нужна не только ради того, чтобы доказывать издателю свою перспективность. Читатели нужны автору, потому что именно они делают рукопись романом, автора писателем, признавая его полноценным участником мира литературы. И что немаловажно: именно читатели являются главными источниками дохода писателя, превращая его хобби в профессию. Поэтому если автор хочет добраться до аудитории, и не просто произвести на нее впечатление, а завоевать, то начинать этот путь нужно как можно раньше.

Собрать аудиторию можно, создав блог, группу (паблик) в соцсетях и мессенджерах, где будут публиковаться фрагменты (главы) художественного текста или эссе о писательстве. Со своей читательской аудиторией обязательно нужно взаимодействовать, отвечать на вопросы, комментарии: пусть ваш блог/группа будет живой, а вы активным автором.


Подробнее о том, как нарастить читательскую аудиторию:






Участвуйте в литературной жизни

Для того, чтобы стать писателем, в первую очередь, нужно писать и заканчивать начатые рукописи. Но для начинающего автора полезной будет и активная литературная жизнь, которая позволит включиться в писательский контекст, узнать, как устроен издательский мир изнутри, а может, и завязать полезные знакомства. Это полезная деятельность, которая призвана нарастить связи, получить представление о законах существования писательской профессиональной среды и упростить вход в нее.

Посещайте события для писателей, творческие встречи с известными писателями, открытые лекции по литературе и книжные клубы, общайтесь с другими авторами. На личных встречах или в сети делитесь опытом, обсуждайте возникающие проблемы. Наращивайте связи в мире литературы – они вам пригодятся.


Перейти в раздел мероприятий для писателей:



Делитесь писательским опытом

Делитесь опытом и мнением о сюжетах, героях, книжном мире и писательстве в целом - это ресурсное занятие для начинающего автора. Заведите блог на Пиши.про, получайте обратную связь от своих коллег, участвуйте в чате Пиши.про в телеграме, встречайтесь с другими авторами на оффлайн-мероприятиях и рассказывайте коллегам по перу о своих идеях и планах. Мы учимся сами, обучая других.


Блоги для писателей:



Заключение

Готовых рецептов, позволяющих стопроцентно, гарантированно стать писателем, конечно, не существует. Если бы они существовали, все начинающие авторы применяли бы их и становились литературными звездами. Но секрет в том, что те шаги, о которых мы рассказали, могут привести к успеху и открыть двери в мир профессионального писательства. Будьте деятельным и целеустремленным автором, который не просто ставит цели, но и достигает их. День за днем пишите, работайте над рукописью, улучшайте текст. Действуйте, не останавливайтесь, пишите. Только готовность, несмотря ни на что, писать и доводить до финала историю сделает из начинающего автора профессионального писателя. Мы верим, у вас получится!

Редакция Пиши.про желает вдохновения и успехов на вашем пути!


Присоединяйтесь к Пиши.про в соцсетях!


Мы транслируем все важные события и новости в социальные сети:

Заходите в Telegram-чат для писателей: обсуждайте, задавайте вопросы, ищите вдохновение и делитесь идеями!