Антигерой - примеры и отличия

28 Июня
12 минут на чтение

Антигерой - примеры и отличия

Чем герой и антагонист отличаются от антигероя. Зачем нужен антигерой автору и почему нельзя обойтись отрицательными второстепенным персонажами. Что делает антигероя убедительным. И обязательно ли он должен проиграть.

Теория литературы дает такое определение термину «антигерой»:

Антигерой – это главное действующее лицо литературного произведения, его центральный персонаж, лишённый «героических» черт в их общепринятом понимании. Грубо говоря, это главный персонаж, наделенный вопреки читательским ожиданиям  плохими чертам: он нарушает этический кодекс, преступает морально-этические законы общества, ведёт себя бесчестно, цинично, аморально, агрессивно и т.д… Он просто плохой человек (подлец, лжец, авантюрист, негодяй, эгоист и т.д.) и действует в соответствии со своим мировоззрением, но при этом играет главную роль в произведении.



Отличие антигероя от антагониста



Термин «Антигерой» ввёл в литературный оборот Федор Достоевский, употребив его в «Записках из подполья» (1864). 
Антигерой – не антагонист, не второстепенный отрицательный персонаж, который вводится в сюжет для противостояния герою, центральному персонажу произведения. Если бы он боролся с положительным героем, и все повествование строилось бы вокруг хорошего парня, мы бы говорили о протагонисте и антагонисте, то есть о герое и его противнике, классическом литературном злодее. Протагонист выражает позицию автора — он носитель добра и истины он двигает сюжет, а действия антагониста препятствуют выполнению главным героем его драматургического предназначения. Антагонист – это злодей, который нужен автору для того, чтобы раскрывать образ главного героя – протагониста и двигать сюжет. Антигерой же – это центральный персонаж произведения, но в отличие от героя он наделен отрицательными чертами.



Почему автор выбирает антигероя



Антигерой нужен автору для того чтобы ёмче, выпуклей изобразить центральный конфликт произведения, решить поставленные перед автором художественные задачи, высказать собственную точку зрения. Антигерой нужен для того, чтобы максимально обострить противоречия, обнаружить правду, обнажить истину. Чтобы обозначить главные болевые точки общества. Чтобы исследовать своё время и поколение.
При этом в соответствии с феноменологией интереса — к антигерою читатель относится с особым вниманием. Осуждая моральные качества, читатель может испытывать симпатию к антигерою, благодаря его уму, ловкости, харизматичности. Некоторые отрицательные черты подчас даже вызывают восхищение читателя. Вспомните Дориана Грея: в некоторых ситуациях, особенно в начале повествования ему можно посочувствовать, а где-то даже восхититься им. А ловкость, изворотливость ума и предпринимательская хватка Остапа Бендера никого не оставляла равнодушным – у этого антигероя миллионы поклонников.

Помещая отрицательного персонажа в центре произведения, автор позволяет читателю заглянуть в голову герою, познакомить с мотивировкой его действий. Автор исследует антигероя при этом зачастую не вынося в начале повествования вердикта. Например, в Госпоже Бовари читатель не с самого начала понимает, что в центре повествования оказывается антигероиня. Только совокупность действий Эммы Бовари, её однозначно ошибочные поступки позволяют читателю сделать вывод, кто перед ним: герой или его противоположность.

Иногда антигерой помещается в центр повествования для того, чтобы отразить цайтгайст (дух времени), как например, в романах «Милый друг», «Опасные связи», «Заводной апельсин», «Унесенные ветром». И для того, чтобы поиронизировать над законами жанров, читательскими ожиданиями, литературным каноном — так появились  антигерои комиксов Рассомаха и Дедпул.



Байронический герой



Иногда герой выбирает стиль поведения злодея, подлеца, авантюриста, ошибочно считая его праведным, то есть заблуждаясь насчёт собственной правоты. Например, Родион Раскольников, будучи человеком исключительной честности, прямодушным и совестливым, с обостренным чувством справедливости, решается на преступление, находясь во власти ложных убеждений. То есть сам по себе герой – хороший человек, но он ошибочно исповедует ложные ценности, изменяющие его поведение.



Такого антигероя еще называют байроническим героем – литературный тип, характерный для 19 – начала 20 века. Он сформировался после входа поэмы лорда Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда». К героям такого типа в русской литературе относятся Чацкий, Онегин, Печорин – сомневающиеся, потерянные, не находящие своего призвания люди.



Крах антигероя



Сама природа антигероя и причины его помещения в центр повествования предполагают его фиаско в конце истории. Ведь отрицательный персонаж неизбежно должен проиграть, а иначе читателю будет казаться что автор одобряет антигероя. Собственно, чаще всего автор и выбирает сложную, противоречивую личность — антигероя, для того чтобы показать ложность его пути, ошибочность мировоззрения. Месседж таков: плохие парни (и девчонки) никогда не выигрывают.

И правда, если мы взглянем на опыт мировой литературы, то увидим, что почти все отрицательные персонажи, находящиеся в центре произведения, заканчивают свой путь фиаско. Вспомним Франкенштейна, графа Дракулу, Фауста, Эмму Бовари, Печёрина, Раскольникова, Фёдора Карамазова, Дориана Грея, Скарлетт О'Харру, Гумберта Гумберта — они либо гибнут, либо оказываются в сложном положении. Так автор выносит вердикт антигерою, отказывая ему в праве на дальнейшее счастливое существование. Если антигерой не погибает, то он неизбежно должен потерпеть поражение в столкновении с жизнью и прозреть. Так, Раскольников, Скарлетт О'Харра изображаются на пути к прозрению, а фиаско героев становится их характеристикой. Алекс – герой романа Энтони Берджесса «Заводной апельсин» прозревает в финале, Тайлер Дёрден в конце концов побежден выстрелом рассказчика.

Хотя Жорж Дюруа (главный герой «Милого друга») наоборот – не только не терпит фиаско, но и занимает более высокое положение в обществе и становится богаче. Так Ги де Мапассан вынес вердикт современной бездуховной, меркантильной эпохе, для которой подобные антигерои становятся нормой.



Список антигероев:



1. Антигерои в русской литературе:
 


  • Евгений Онегин (А. Пушкин «Евгений Онегин»)
  • Родион. Раскольников (Ф. Достоевский «Преступление и наказание»)
  • Григорий Печорин (М. Лермонтов «Герой нашего времени»)
  • Евгений Базаров (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)
  • Беликов (А. Чехов «Человек в футляре»)
  • Павел Чичиков (Н. Гоголь «Мертвые души»)
  • Остап Бендер (И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»)
  • Гумберт Гумберт (В. Набоков «Лолита»)
  • Кавалеров (Ю. Олеша «Зависть»)
  • Рэдрик Шухарт (А. И Б. Стругацкие «Пикник на обочине»)
  • В. Глебов (Ю. Трифонов «Дом на набережной»)
  • Комяга (В. Сорокин «День опричника»)
  • Рогов (Д. Быков «Оправдание»)

2. Антигерои в зарубежной литературе:


  • Граф Дракула (Брэм Стоккер «Дракула»)
  • Эдвард Хайд (Роберт Стивенсон «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»)
  • иконт де Вальмон (Шодерло де Лакло «Опасные связи»)
  • Эмма Бовари (Гюстав Флобер «Госпожа Бовари»)
  • Робин Гуд (Александр Дюма «Робин Гуд»)
  • Жорж Дюруа (Ги де Мапассан «Милый друг»)
  • Дориан Грей (Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»)
  • Скарлетт О’Хара (Маргарет Митчелл «Унесенные ветром»)
  • Генри Чинаски(Чарлз Буковски рассказы, романы «Почтовое отделение», «Фактотум», «Женщины»)
  • Алекс (Энтони Берджесс «Заводной апельсин»)
  • Тайлер Дёрден (Чак Паланик «Бойцовский клуб»)


Вам могут быть интересны похожие материалы




Вопросы и комментарии 0



    Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

    Войти Зарегистрироваться