- 1. Технологические изменения. Появление цифровых платформ для самостоятельного издания книг
- 2. Изменение отношения к информационному потоку. Готовность доверять альтернативным источникам информации
- 3. Готовность участвовать в формировании мнения
- 4. Появление независимых издательств.
- 5. Появление альтернативных книжных магазинов и антикафе
- 6. Внимание крупных книжных издательств к литературному интернет-сообществу
- 7. Взаимосвязь финансового благосостояния и творческой активности автора
- Упрощение пути
О том, как изменился книгоиздательский рынок, о новых ролях автора, о способах зарабатывать на продажах собственных книг и добиваться успеха в обход посредников.
Литературный мир мощно изменился: даже последние 5-7 лет внесли существенные новшества, позволяющие автору выполнять немыслимые прежде функции. А если сравнивать нынешнее положение дел с доперестроечными временами, то разница будет колоссальной. Мы решили перечислить все, что изменило картину российского литературного мира, и показать авторам те многочисленные возможности, которые могут привести их к успеху.
1. Технологические изменения. Появление цифровых платформ для самостоятельного издания книг.
Цифоровые платформы доступны всем, у кого есть доступ в сеть и рукопись книги в электронном варианте. Книги, опубликованные посредством цифровых платформ, охотно читаются и покупаются без посредничества книжных издательств. Если книга, действительно, окажется востребована (получит высокие оценки и хорошие отзывы читателей), ею могут заинтересоваться крупные книжные издательства.
В то же время фактически у всего взрослого населения сегодня есть технические возможности читать электронные книги. Речь идёт о владении гаджетами, смартфонами, планшетами, ноутбуками с выходом в сеть, позволяющими скачивать книги из интернета и читать их в электронном варианте на своём личном устройстве, заменяющем платную бумажную книгу.
2. Изменение отношения к информационному потоку. Готовность доверять альтернативным источникам информации.
Если раньше, допустим, двадцать лет назад информация распространялась только через официальный информационный канал (пресса, радио, телевидение) и читатели традиционно доверяли только официальному информационному потоку и с высокой степенью недоверие относились к сведениям и новостям, поступающим из других источников информации, то сейчас ситуация кардинально изменилась. Каждый пользователь сети сегодня может самостоятельно формировать свой информационный поток. Поскольку информационное поле сильно демократизировалось, включив в себя неофициальные и даже подчас маргинальные информационные потоки, современные реципиент, то есть получатель информации, эмоционально готов к тому, что сведения, поступающие из этих источников, могут быть достоверны. Как следствие ‑ современный читатель с большей готовностью прочитает книгу, опубликованную в сети, то есть самостоятельно автором в обход книжного издательства, если у этой книги будут положительные отзывы и оценки. Все больше читателей готовы считать эту книгу, пришедшую не через официальный информационный канал, достойной прочтения.
3. Готовность участвовать в формировании мнения.
Современный читатель привык к тому, что многие пользователи сети оставляют отзывы о приобретенных товарах, делятся мнениями, в том числе и о прочитанной книге. Так, достойная книга получает хвалебные отзывы. Более того – современный читатель сам готов делиться мнением о прочитанном тексте и создавать ему определённую репутацию.
4. Появление независимых издательств.
Их немного, но они продолжают появляться. Это маленькие инди-издательства, готовые издавать качественную серьёзную прозу, делать ставку не на кассовые тексты, которые традиционно относят к жанровой литературе, а на серьезных авторов.
5. Появление альтернативных книжных магазинов и антикафе.
Эта тенденция как будто продолжает предыдущую: вслед за альтернативными издательствами следуют альтернативные магазины, где продаются особые книги которых не встретишь в литературном масс-маркете.
6. Внимание крупных книжных издательств к литературному интернет-сообществу.
Сегодня книжные издательства готовы во многом следовать за движениями читательской аудитории, за ее предпочтениями и подстраивать свою издательскую политику под ее литературные выбор. Так, если с точки зрения интернет-читателей некий текст становится гиперпопулярным, книжные издательства охотно его издадут в бумажном формате. Книжному издательству это удобно, поскольку не приходится вкладываться в рекламу, так как оно издает уже популярный текст, завоевавший читательскую аудиторию.
7. Взаимосвязь финансового благосостояния и творческой активности автора.
Больше никто, как в советские времена, не берет автора под свое заботливое крыло, не предоставляет правительственные дачи, путевки в пансионаты, членство в союзах, обеспечивающих, как сегодня бы сказали, социальную защиту. Даже издательство, сделавшее ставку на нового автора, держится за него до тех пор, пока он может обеспечить продажи. То, что раньше звалось творческим трудом, сегодня становится полноценной работой. В доказательство этой тенденции – обилие коммерческих литературных курсов, семинаров и матер-классов, проводимых серьезными писателями – даже известным литераторам приходится искать дополнительные источники дохода.
Упрощение пути
Все вышеперечисленные изменения и технологического, и ментального характера приводят к тому, что процесс публикации для автора упрощается. Если созданный им текст оказывается действительно качественным, то у него есть шанс пробиться к читательской аудитории, минуя книжное издательство. Более того, талантливый и предприимчивый автор сегодня способен не просто стать известным, но и получать прибыль от продажи собственной книги. Да, продавать ее придётся самостоятельно, в основном через интернет, но и всю прибыль он получит тоже самостоятельно. Таким образом, для современных авторов складываются более чем благоприятные условия. Прямо скажем, ситуация беспрецедентная: благодаря техническим новшествам, получившим повсеместное распространение, у автора есть возможность самостоятельно издаться, обеспечить себе рекламную кампанию, организовать продажи и, что немаловажно, получать прибыль от продажи своих книг.
P.S. Материалы, которые помогут проложить дорогу в мир литературы, вы найдете в разделе Как стать писателем
Вопросы и комментарии 0