О писателях признанных и неизвестных
Известность – товар дефицитный, поэтому всем поровну не отпускается. Если судить по продукции книжных магазинов, литературный процесс сегодня формируется только парой десятков авторов. Однако Союз писателей России насчитывает более тысячи литераторов. При этом неизвестные массовому читателю члены Союза писателей зачастую ведут более насыщенную литературную жизнь, чем их признанные коллеги. Ситуация курьезная, ведь в результате мы имеем два писательских рынка, существующих автономно друг от друга.
Литературное изобилие
Литературная жизнь двух столиц всегда была полна огня, однако сегодняшнее положение дел не идет ни в какое сравнение с прошлыми эпохами. Ведь ныне любой, даже самый зеленый автор, работающий в любом жанре, найдет своих соратников и сможет удовлетворить свой литературный интерес. Союз писателей России и его региональные отделения проводят для всех желающих огромное количество семинаров и мастер-классов, книжные сети организуют встречи писателей и поэтов, музыкальные (в том числе и ночные) клубы тоже собирают пишущую братию. И если автору задаться целью вести активную литературную жизнь, то достичь ее труда не составит.
На писательских встречах можно познакомиться с маститыми литераторами, редакторами литжурналов, увидеть своих собратьев по перу и послушать стихи в их исполнении, поприсутствовать на презентации их книг. Если регулярно посещать мероприятия или какую-нибудь секцию, собственно, при Союзе писателей, добросовестно работать под началом руководителя секции и, в конце концов, издать (за свой счет) книгу, можно претендовать на вступление в Союз и, скорее всего, в него вступить.
И вот он – свежеиспеченный член Союза писателей, издавший одну или несколько книг, публикующийся в журналах, подчас получающий гонорары за свои труды, участвующий в литературных конкурсах, активно посещающий писательские встречи. Одним словом, литератор…
По другую сторону
…И вот его коллега. Жизнь его организованна принципиально иным образом. Целыми днями он работает над рукописью, в промежутках встречается с редактором из книжного издательства, изредка участвует в планерках, ходит за гонораром и на фотосессии все от того же издательства, отвечает во время презентации своей книги на вопросы читателей, дает интервью, подписывает форзацы нового издания, едет отдыхать на моря и снова принимается за рукопись. Это известный писатель.
Парадокс в том, что он может не вести активной литературной жизни, то есть не посещать писательских встреч и не вступать в Союз. Его путь наверх может быть вообще не связан с мытарствами по издательствам. Издатель сам может найти автора, может включить его в какую-либо серию, в особо редких случаях – выпустить вне серии. Как правило, издатель сам оплачивает рекламную кампанию, цель которой – сделать автора известным. То есть именно издатель становится проводником успеха, во всяком случае, именно он прокладывает мостки от писателя к аудитории. Окончательный вердикт выносит, разумеется, читатель, покупающий или не покупающий автора.
На распутье
И вот они два литературных мира, два писательских рынка, живущих врозь. Ситуация парадоксальная – писательский мир, известный читателю, а вкупе с ним и современный литературный процесс формируются издательствами, делающими ставку на того или иного автора. Мир же литературный, представленный неизвестными авторами, зачастую входящими в Союз писателей, издающимися за свой счет и устраивающими литературные междусобойчики – это некая вещь в себе: для души, а не для кармана. На писательский Олимп, а именно на полки книжных магазинов он чаще всего не ведет и на современный литературный процесс не влияет, ведь неизвестные авторы неизвестны аудитории.
Со вторым – издательским миром ‑ все просто: каждый писатель грезит о нем, как о райских кущах.
"''``