Каждое время имеет свое название. Нынешние времена можно смело называть эпохой писательского расцвета, поскольку только ленивый сегодня не называется писателем или хотя бы не мнит себя таковым. В писательском семействе уже наметился род газетных и выделился вид сетевых (блоггеры и иже с ними) сочинителей, не говоря уже о тех, кто пишет в стол. Мода на писательство превратилась в тенденцию, если не сказать больше – в традицию.
Если раньше в известной песне пелось, что в нежном возрасте стихи пишутся всеми, то сегодня и стихи, и проза выходят из под пера самых разномастных и разновозрастных авторов.
Но изумляет не то, что все пишут (это как раз таки естественно, учитывая возможности, открывшиеся с появлением сетевых литературных ресурсов), а то, каким образом авторы себя презентуют и как отзываются о своих «творческих продуктах»: на литфорумах можно встретиться с тем, как люди, опубликовавшие по паре рассказов на прозе.ру, беззастенчиво называют себя писателями.
Собственно, речь, конечно, не о количестве опубликованных произведений, а об их качестве («Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и все» О. Уайльд). Люди, создающие откровенный ширпотреб низкой эстетической ценности, без зазрения совести именуют, и что самое удивительно, мнят себя писателями. И это объяснимо: издательская ориентация на тиражирование продуктов масскульта провоцирует зарождение в головах читателей идеи о том, что они могут создать вещь не хуже, а, может быть, даже и лучше. Читатель превращается в автора, пишет, публикует свое произведение в сети и эволюционирует до уровня «писателя». Хорошо, если опубликованный текст, действительно, лучше низкопробных авантюрных романов, и автор не зря присваивает себе высокий титул. Однако как показывает практика, на одного хорошего писателя приходится двадцать графоманов с амбициозностью Сальвадора Дали и с его же апломбом.
Писательство из некого сакрального действия, быть сопричастным которому могут быть лишь избранные, превратилось в норму повседневной жизни ‑ тенденция, подмеченная Миланом Кундерой еще в Западной Европе 80-х годов, стала характерной и для российской действительности, но набрала силу она только в последние годы.
Характерно, что на западе издательства довольно пристально следят за творчеством «кустарей», то есть так сказать непрофессиональных писателей. И особой популярностью там пользуются незамысловатые романы в три хода, сентиментальные мемуары домохозяек, а также прикладная литература («Совершаем покупки правильно», «Как сделать из мужа хорошего отца» и т.п.). И если учесть тот факт, что тренд, обкатанный на западе, рано или поздно доходит до нас, можно пророчить сытое будущее и издательскую любовь новоявленным писателям. И можно предсказать, что в писательском полку будет прибавление, ибо кто не захочет заработать на книге про то, как правильно солить помидоры или собирать грибы? И то, и другое у нас умеет каждый.
Вопросы и комментарии 3