Верит ли Пиши.Про, что можно научить писать книги, кого угодно? Будем честны: нет, не верит. Но мы убеждены, что умелого рассказчика можно научить избегать стилистических ляпов, а хорошему стилисту на пользу, наверняка, пойдет знакомство с разновидностями сюжетов, смелый же фантазер, не знающий, как начать роман, будет рад информации о том, как написать вступление…
Наделенному литературным чутьем человеку можно помочь, задать вектор, сориентировать, подчас просто подбодрить. И это окрылит, замотивирует, подгонит, придаст сил для новых литературных открытий, для завершения романа, для встречи с издателем. Но вот тем, кто не имеет склонности к литературному труду, а просто мечтает о писательской славе, толку от специализированных курсов будет немного.
А надо признать, количество предложений пройти курсы писательского мастерства за последние два года существенно увеличилось. Еще лет пять назад на рынке образовательных услуг эта ниша явно и недвусмысленно пустовала: крайне мало было коммерческих учебных программ для литераторов, а уж о государственном образовании и говорить нечего: только филфаки, где готовят филологов, и московский Литинститут. А что мы имеем теперь? Множество разнородых коммерческих мастерских и курсов, в том числе работающие в формате онлайн, посвящены писательскому мастерству. Образовательный рынок мощно обогатился предложениями для литераторов и тех, кто хочет ими стать. Разумеется, это прорыв.
Но не дает покоя вопрос: можно ли ими, то есть литераторами, стать, посетив специализированные курсы? Все-таки писатель – не бухгалтер и не программист, хотя и тем, и другим без явных склонностей к бухгалтерскому учету и программированию стать довольно проблематично.
К сожалению, правда в том, что, не имея никакой склонности к письму и делу литературы, стать хорошим писателем невозможно: большую, серьёзную, качественную прозу ни на каких курсах писать не научат, как бы их организаторы не старались убедить в обратном своих абитуриентов, на которых они просто хотят заработать. Что ж, вполне естественное желание.
Писательство ‑ это наитие, это цепь мистических озарений, это интуитивные догадки на грани провиденья. Мастерство? Да, разумеется, но им все не исчерпывается. Умение писать гладкие тексты вырабатывается с годами практики, но в основе творческого акта письма лежит не только сухое знание синтаксиса и морфологии, теории литературы и законов построения художественного текста. Писатель ‑ всегда больше, чем просто литературовед. Писательство, подлинное писательство, то есть создание текста не ради наживы и славы ‑ это акт творения. В то время как мастерство ‑ есть ремесленничество. Ремесленник ли подлинный писатель? Вряд ли. Писатель не может освоить раз и навсегда практику создания текста. Помните, как Маяковский противопоставлял поэта столяру: вот столяр научился мастерить табуретки, и этот навык будет кормить его всю жизнь. А литератору нужно всякий раз выдумывать что-то новое, он не имеет права вечно эксплуатировать приём, освоенный однажды. Он в постоянном поиске, в вечном застывшем мгновении созидания.
Можно ли этому научиться на курсах для писателей? Законам построения художественного текста – да, стилистическим особенностям прозы мэтров мировой литературы – разумеется, основам редактирования – конечно. Но есть ли такие, где раскрывают литературный потенциал любого желающего? Если найдутся, искусство окажется перед их создателем в большом долгу. А пока – увы.
P.S. Сайт для писателей Пиши.про предлагает читателям оставлять комментарии и делиться своими соображениями о том, можно ли научить писать книги кого угодно.
А курсы… Там ведь цель не научить, а получить деньги. Курсы дорогие. И если первые уроки бесплатно, то потом приходится платить.
И вот я не говорю про себя писатель, мне больше нравится Автор, это творец. А писатель от слова писать, с ударением на второй слог. И творчества может не быть.
Нельзя научить воображению, если его нет.