Внимание: речь идет о раскрутке имени, а не о рекламе книги. С книгой-то все ясно: написал – продавай, а значит рекламируй. А вот имя? Для чего его пиарить? И почему современные авторы лезут из кожи вон, чтобы сделать известным не столько свое произведение, сколько себя?
Идательско-читательский интерес
Не секрет, что чем известнее, тем выше спрос. В случае с писателями – речь идет о спросе, с одной стороны, читателей, с другой – издателей. Оцените книгоиздательский рынок сегодня: кто активнее всех печатается, как ни завсегдатаи отечественного телевидения и прочие его клоуны и кукловоды? Кто примелькался, того и в печать. Того и читать. Современный издатель, он же перестраховщик – делает ставку только на проверенный товар. Проверенный народными массами, а именно массовым читателем. И охотнее вкладывается в то, что народ уже полюбил, ибо играть в рулетку и искусственно вызывать народную любовь к неизвестному народонаселению тексту хлопотно, дорого и да вообще дело несерьезное.
Вот автору, бьющемуся над вопросом о том, как стать писателем, и приходится изгаляться и самостоятельно всячески пиарить себя как личность и человека гениального от литературы, дабы вызвать интерес вначале общественности, а как следствие – интерес медиа, а уж потом издательскую любовь. И роялти, и гонорары, и переиздания, и встречи с трепетными читателями – все оттуда.
Бизнес на имени
Бизнес на имени – это, собственно, перевёртыш пути, описанного выше. Там авторы становились известными, чтобы стать писателями, то есть издаваться и зарабатывать деньги на литературе. Здесь – наоборот: вначале автор приобрает статус издаваемого писателя, а это уж помогает сделать деньги на чем-то другом.
Помните чипсы «Алла», обувь и даже театр от Пугачевой? Магазин одежды Киркорова «Phil 4 You»? Ресторан и живопись от Шнура? И вот совсем литературный пример: собственная линия одежды, выпуск которой анонсируется писателем Захаром Прилепиным? Бизнес на имени, ставшем, по мнению его обладателя, брендом – дело довольно распространенное. Не всегда успешное, чего уж врать. Ибо сложно быть истинным да’Винчи от бизнеса и литературы одновременно. Хотя всякие бывают варианты. Поэтому раскрученное имя позволяет все-таки завести бизнес на стороне и, может быть, даже на нем подзаработать. Вот, мол, стал я писателем, а теперь еще пекарню открою, чтобы жить нескучно было. А почему нет? Одно из двух: или получится, или нет.
И еще
Известному автору легче дать вторую жизнь своему творению, а именно заключить договор на а) создание компьютерной игры по мотивам своей книги; б) экранизацию произведения; в) изготовление рекламной продукции с изображением героев, цитатами из романа и т.д. А это уж ни одному автору не мешало и вреда не приносило. Одну только прибыль.
Резюмируем: самопиар писателю полезен и даже необходим, если он из разряда малоизвестных авторов хочет перейти хотя бы в категорию публикуемых. А уже опубликованному автору – в ранг узнаваемых читателем. Какой профит из собственной известности можно извлечь, каждый решает сам: тут или просто купайся в лучах славы и пиши в свое удовольствие, или делай деньги на побочном бизнесе. Главное, пиарясь в начале пути, не шибко эпатировать и задирать публику, ибо есть риск создать себе антирекламу и вообще выпасть за рамки литературного процесса навсегда.
Вопросы и комментарии 2