Почему тема литературных конкурсов так популярна? Почему тысячи авторов, серьёзных джентльменов и не менее серьёзных леди с трепетом юной барышни ждут решения жюри? Предположим, скептики вспомнят про солидный премиальный фонд. Но ведь дело не только в деньгах, тем более что в подавляющем большинстве конкурсов авторы участвуют за интерес. Так в чем секрет?
Число литературых конкурсов растет год от года, и сегодня помимо приобретших всеобщую известность, крупных премий таких, как “Большая книга”, “Русский Букер”, “Национальный бестселлер”, “Рукопись года”, “Ясная поляна”, существует бесчисленное количество сетевых конкурсов, учредителями которых выступают не только союзы писателей и литературные объединения, но и коммерческие организации, педагогические сообщества и даже содружества начинающих авторов.
Предложения, как известно, порождаются спросом, и появление новых литературных премий продиктовано в том числе большим колличеством авторов, ищущих признания на просторах Сети. И действительно, организаторы новых литературных конкурсов не имеют недостатка в участниках. Сотни, а подчас тысячи авторов отправляют свои произведения на суд жюри. При этом охотно участвуют авторы не только в крупных международных, но и в малоизвестных региональных литературных соревованиях. Почему?
Возможно, дело в самой природе человека художественного склада, нуждающегося в постоянном подтверждении собственного таланта, в пребывании в вечно длящемся мгновении славы. Этакая экспансия творческого “я” автора в мир. Тексту мало быть написанным, ему нужно быть прочитанным, а автору признанным литературным сообществом или даже малой его честью, признанным в качестве профессионального писателя. Почти ничего подобного мы не встретим ни в одной другой художественный среде. Ибо слишком явны там различия межу профи и дилетантом. С литературой же иначе. Грань между талантливо-маргинальным и просто маргинальным в художественной литературе слишком тонка. Для того чтобы ее выявить, текст должен быть исследован профессионалом, чей литературный вкус безупречен.
Но авторы, желающие пробиться на литературный олимп, готовы участвовать в любых конкурсах, даже зная, что за премией не стоит крупное писательское объединение, что кроме диплома автору не обещают никаких преференций. Современные авторы демонстрируют удивительную лояльность организаторам, участвуя даже в том конкурсе, в названии которого фигурирует слово “графомания”. Магия, да и только.
Вероятно, стремление автора участвовать в литературных конкурсах проистекает из желания утвердить свое право на писательство, любым способом проложить себе дорогу в мир большой литературы, добиться признания, снискать расположение мэтров издательского дела, “украсить” портфолио, расширить перечень заслуг и побед. Ведь слишком зыбка почва литературы, и чересчур ненадежна её репутация, а позиция автора, особенно начинающего, неустойчива, и он ищет не только признания, но и социального одобрения и особенного внимания издателей и читателей к участнику, призеру, лауреату литературных конкурсов.
Знаменитый литературный критик Виктор Топоров полагал, что победа в крупном конкурсе автоматически делает автора знаменитым, и после церемонии награждения он просыпается звездой. Возможно, победа в нескольких малоизвестных региональных конкурсах способна произвести такой же эффект? Распложить издателя к автору, спровоцировать интерес читательской аудитории, наладить отношения с книготорговыми компаниями… Возможно. Так ли оно на самом деле, покажет время и литературный процесс.
P.S. Если у вас есть свое объяснение популярности литературных конкурсов, расскажите нам об этом в комментариях.
Вопросы и комментарии 2