Ищем ответы на вопросы: нужно ли писателю «литературное» образование? Чем оно помогает начинающему автору? Способен ли одаренный литератор обойтись без профильного обучения? Дополнительный бонус: список российских писателей с литературным образованием.
Дискуссии на тему необходимости профильного образования для писателей не смолкают в сети, а число учебных литературных программ год от года увеличивается. Мы решили попытаться ответить на вопрос, как стать писателем проще: с образованием или без него.
Образовательные противоречия
Нужно ли образование медику или юристу, инженеру или педагогу? Конечно, нужно, отвечаем мы, не задумываясь. Но литература – дело другое, тут же делают поправку те, кто признает неоспоримость идеи высшего образования для хирурга. Ведь литература связана с таким явлением, как талант, а он, по заверению Анны Андреевны Ахматовой, подобно бородавке, где хочет, там и сядет. И подчас он достается человеку, лишенному академического образования.
Здесь обычно принято вспоминать Джека Лондона, Рэя Брэдбери, Льва Толстого, Сергея Есенина, Владимира Высоцкого, Ивана Бунина и Михаила Шолохова,. Двое последних – нобелевские лауреаты.
Однако вряд ли у кого-то повернется язык назвать Льва Толстого, фронтмена интеллектуальной элиты России последней трети 19 века, необразованным. Или, может, кто-то усомнится в глубине знаний Джека Лондона, который, осознавая необходимость систематического получения знаний, поступил в Калифорнийский университет, но вынужден был его оставить из-за отсутствия денег на оплату учебы?
Что касается Сергея Есенина, то его образовательный путь в ранние годы был определен особенностями его незнатного происхождением: в 1904 году пошёл в Константиновское земское училище, по окончании которого начал учёбу в церковно-приходской, второклассной учительской школе. А когда Есенин приехал в Москву, он поступил вольнослушателем на историко-философское отделение в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского.
А Владимир Высоцкий окончил Школу-студию МХАТ и получил диплом с квалификацией «актёр драмы и кино».
Филологического образования ни у одного из этих гениев от литературы нет, что позволяет противникам литературного образования ополчаться против систематизированного вузовского обучения для людей, наделенных литературным талантом.
Романтическая традиция
Кто такой поэт (и писатель в широком смысле) в понимании большинства? По русской традиции, унаследованной от западноевропейских романтиков — это провозвестник высшей воли, который творит в состоянии вдохновения. Поэт — это пророк, прозревающий истину. Акт поэтического творчества сродни религиозному. Таким содержанием литературное творчество наделили романтики 18 века. Их концепция избранности поэта прижилась. А ведь если ты избранник, способный творить во время приливов мистического озарения, и твоим голосом говорит Всевышний, о каком обучении может идти речь. Наоборот — это поэт должен учить толпу. «Поэты — непризнанные законодатели мира», утверждал один из классиков британского романтизма Перси Биши Шелли.
Так романтики разобрались с предшествующей моделью восприятия литературы как явления, так сказать, технологичного. Ведь классицизм считал, что поэт обязан учиться, постоянно совершенствоваться, работать над собой и своими произведениями. Процесс обучения был естественным процессом для классицистической литературной школы. Но про это успешно забыли. А вот романтическая концепция осталась. Именно с ее отголосками мы имеет дело сегодня, когда заводим спор, нужно ли писателю литературное образование.
Вместо домашнего дворянского воспитания
Ссылаясь на Пушкина, Толстого и Бунина, не обладавших образованием в области словесности, важно помнить, что это были люди дворянского происхождения, с детства впитывавшие все проявления высокой дворянской культуры. Писатели дворянской эпохи еще в нежном возрасте могли бы составить мощную конкуренцию нынешним выпускникам гуманитарных вузов.
С детства они учились говорить на французском языке как на родном, осваивали дополнительный язык, чаще всего английский, на котором тоже могли свободно изъясняться и читать. Многие изучали основы латыни и древнегреческого. Читали Аристотеля – первого теоретика литературного мастерства, античную литературу. Их общий культурный уровень был гораздо выше, чем у среднестатистического выпускника современного вуза.
То есть то, что сегодня студенты изучают в университетах, писатели-дворяне получали автоматически, в фоновом режиме – транслирующиеся окружением знания и высокая культура были частью их повседневной жизни.
А еще не стоит забывать об эпистолярной практике. Письменная речь отличалась от повседневной разговорной, и умение составлять грамотные, эффектные письма было обязательным для дворянина условием успешного существования. Письма писали не только по долгу службы или амурным делам, но и по вполне будничным поводам, например, письма приказчику, управляющему, портному, ростовщику, стряпчему, гувернеру, другу, в конце концов. Не всегда это были долгие обстоятельные письма, часто их заменяли лаконичные записки, но переписка по сравнению с сегодняшним днем была довольно обширной. И эти эпистолярные упражнения сами по себе были литературным тренажером. А современному автору подчас приходится начинать с того, чтобы просто научиться грамотно излагать свои мысли.
Без диплома
Рэй Брэдбери в книге «Дзен в искусстве написания книг» утверждает, что его литературный успех отчасти зависит от череды случайностей, произошедших с ним, потому что его в верную сторону направил литературный агент, а именно настоял на его поездке в Нью-Йорк к более крупному литагенту. Так и для любого начинающего автора пребывание в кругу людей, близких его увлечению, может оказать практическую пользу. А таких людей можно встретить на специализированном учебном курсе для писателей.
Да, некоторые писатели мощного таланта смогут проложить себе дорогу в большую литературу и без профильного образования. Но есть такие, кто нуждается в поддержке.
Начинающий автор бывает дезориентирован и подчас сбит с толку, усугубляется его положение общественным неодобрением, довольно снисходительным отношением к писательству со стороны прагматичного окружения.
Такому человеку бывает просто необходимо оказаться среди людей, близких по духу, разделяющих те же интересы и терзающихся теми же вопросами, что и он сам.
Речь не идет о вмешательстве в методы работы, стилистику автора и прочие особенности, составляющие уникальность его текстов, хотя некоторые нуждаются и в этом. Речь про глобальное гуманитарное образование, про изучение теории и истории мировых литератур, стилистики, культурологии и т.д… Про погружении в профессиональную среду еще на этапе обучения.
Польза литературных знаний
Учебная «литературная» программа дает систематизированные знания по истории и теории литературы, активно исследует творческие методы мэтров, признанных профессиональных писателей то есть обеспечивает (во всяком случае, когда речь идет о серьезных вузах и добросовестных организаторах) исчерпывающие знания о литературе, знания, которых не дает средняя школа.
Да, сегодня этими «профильными» знаниями можно овладеть самостоятельно, даже не выходя из дома. Но это обстоятельство не умаляет ценности образовательной программы для начинающих авторов.
Ведь не выступаем же мы с инициативой закрыть программы высшего образования для IT-специалистов по той причине, что сегодня все знания, необходимые им для освоения профессии, можно получить самостоятельно, не посещая вузовскую аудиторию. Или на том основании, что Стив Джобс не имел профильного вузовского образования. Но по какой-то причине к литературе предъявляются другие требования.
А тем временем высшее образование залатывает дыры незнания, и ополчаться на него за тот факт, что многие талантливые литераторы не имели диплома, согласитесь, неразумно. Да, диплом не делает из выпускника писателя, равно как и членский билет Союза писателей. Не все выпускники филологических факультетов и программ creativewritingстанут писателями, не все наделены нужными способностями, не все обладают необходимой хваткой, упорством, целеустремлённостью. Да и талантом.
Но авторам, у которых есть все, чтобы стать профессионалом, профильное образование не повредит. Одно только знакомство с историей мировой литературы может стать мощным подспорьем в литературной работе.
Но справедливости ради скажем: эрудированный человек, наделенный мощным талантом, обладающий жаждой знаний, умеющий устанавливать полезные контакты и эффектно презентовать себя, при удачном стечении обстоятельств может обойтись без окружения единомышленников, равно как и без диплома.
Писатели-филологи: российские писатели с «литературным» образованием
Александр Грибоедов автор комедии «Горе от ума» за два с половиной года окончил словесное отделение философского факультета Московского университета.
Иван Тургенев В 1833 поступил в Московский университет, через год перешёл в Петербургский университет на словесное отделение философского факультета (окончил кандидатом в 1837).
Иван Гончаров окончил словесное отделение Московского университета, где учился с 1831 по 1834.
Фёдор Тютчев с 1817 года в качествевольнослушателя начал посещать лекции на словесном отделении в Императорском Московском университете.
Афанасий Фет в 1844 г. окончил историко-филологическое (словесное) отделение философского факультетаМосковского университета.
Александр Блок в 1906 г. окончил славяно-русское отделение историко-филологического факультета Петербургского университета.
Иннокентий Анненский окончил историко-филологический факультет Петербургского Университета в 1879 году, читал лекции по древнегреческой литературе на Высших женских курсах, занимался греческими трагиками, перевел всего Еврипида.
Владимир Набоков учился в Тенешевском училище, после отъезда из России получил образование в Кембриджском университете (Тринити-колледж). Преподавал русскую и мировую литературу в колледже Уэллсли и Корнеллском университете, в Гарварде.
Николай Заболоцкий окончил отделение языка и литературы Пединститута имени Герцена (РГПУ им. Герцена) в 1925 г.
Виктор Пелевин учился в Литературном институте им. М.Горького (правда, обучение завершить ему не удалось: студента отчислили из института с формулировкой «за отрыв от института»).
Борис Окуджава окончил филологический факультет Тбилисского университета.
Сергей Довлатов в 1959 году поступил на отделение финского языка филологического факультета Ленинградского государственного университета и учился там два с половиной года.
Вениамин Каверин окончил Ленинградский институт живых восточных языков по отделению арабистики (1923) и историко-филологический факультет Ленинградского государственного университета (1924).
Ирина Токмакова в 1953 году окончила филологический факультет МГУ, училась в аспирантуре по общему и сравнительному языкознанию.
Захар Прилепин окончил филологический факультет Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского и Школу публичной политики.
Евгений Водолазкин окончил КГУ им. Т.Г.Шевченко, поступил в аспирантуру Института русской литературы (Пушкинский Дом), в отдел древнерусской литературы, возглавляемый академиком Д. С. Лихачёвым. После защиты диссертации работает там же. Доктор филологических наук.
Майя Кучерская окончила филологическое отделение МГУ, училась на отделении славянских языков и литературы Калифорнийского факультета в Лос-Анжелесе, Кандидат филологических Профессор факультета филологии НИУ ВШЭ.
Андрей Аствацатуров окончил отделение английской филологии Ленинградского государственного университета им. Жданова (СПбГУ), доцент кафедры Истории зарубежных литератур СПбГУ, и. о. заведующего кафедрой междисциплинарных исследований в области языков и литературы Факультета свободных искусств и наук СПбГ, кандидат филологических наук, член Союза писателей Санкт-Петербурга.
И это только российские писатели. При этом список, скорее всего, неполный. А сколько европейских и американских авторов со степенями – вспомнить хотя бы Джона Рональда Толкина, Клайва С. Льюиса и Джоан Роулинг. При этом многие из современных писателей ведут литературные курсы, признавая тем самым, во-первых, ценность профильного знания, а во-вторых, заполняя определённый пробел в структуре высшего «литературного» образования.
P.S. Мы будем благодарны, если вы поможете дополнить перечень российских писателей с «литературным» образованием.
Немного некорректно отвечать на поставленный в заголовке вопрос искажая его суть.
Вы пытаетесь доказать, что писателями чаще всего становятся образованные люди. Но это самоочевидно. Можно даже сделать не менее «смелое» заявление: большинство людей с высоким интеллектом так или иначе получают образование. И жизнь и беспокойный ум сами приведут к этому. Спорить с тем, что популярные писатели обладают высоким интеллектом не станет ни кто. Мы привыкли почитать более умных людей.
Корректнее было-бы привести примеры, когда у кого-то появились писательские способности или кардинально изменился стиль после получения профильного образования. Только в этом случае устанавливается прямая причинно следственная связь между «литературным» образованием и литературными же успехами.
На мой субъективный взгляд в этой проблеме очень велика доля профессиональной деформации. Применяя к литературе классический научный подход и транслируя его-же для обучения мы деформируем мозг, заставляем его искать закономерности там, где должен царствовать полет фантазии. Мы учимся учиться, учимся анализировать и классифицировать чужое, искать скрытые смыслы там где их не увидели другие и где возможно их не видел и сам автор. И за всей этой мишурой теряем смыслы собственные, приобретая нелепую привычку пытаться сказать больше чем можем. Всякий профессионал дорастает до пределов своей некомпетенции и не один пишущий не может на этом пределе творить.
Возможно «литературное» образование нужно, но если говорить о подготовке писателей, то точно не точно не то что есть сейчас. Если бы из 10000 подготовленных сварщиков, лишь один начинал производить конкурентный продукт, выпускающий таких «профессионалов» колледж разогнали бы очень быстро, а единственный его «успех» списали бы на случайность.
По моему мнению, Вы просто защищаете собственное прошлое и собственные знания. Подбирая из массы фактов лишь удобные и находя объяснения тому, что не укладывается в желаемую картину мира. Объяснимая с точки зрения психологии позиция, но объективности в ней нет.
Со всем возможным уважением.
Потому все школьные «поэты» СССР графоманы.
Даже Твардовский.
— Владимир Соловьев
Панмонголизм
Панмонголизм! Хоть слово дико,
Но мне ласкает слух оно,
Как бы предвестием великой
Судьбины божией полно.
Когда в растленной Византии
Остыл божественный алтарь
И отреклися от Мессии
Иерей и князь, народ и царь, —
Тогда он поднял от Востока
Народ безвестный и чужой,
И под орудьем тяжким рока
Во прах склонился Рим второй.
Судьбою павшей Византии
Мы научиться не хотим,
И всё твердят льстецы России:
Ты — третий Рим, ты — третий Рим.
Пусть так! Орудий божьей кары
Запас еще не истощен.
Готовит новые удары
Рой пробудившихся племен.
От вод малайских до Алтая
Вожди с восточных островов
У стен поникшего Китая
Собрали тьмы своих полков.
Как саранча, неисчислимы
И ненасытны, как она,
Нездешней силою хранимы,
Идут на север племена.
О Русь! забудь былую славу:
Орел двухглавый сокрушен,
И желтым детям на забаву
Даны клочки твоих знамен.
Смирится в трепете и страхе,
Кто мог завет любви забыть…
И Третий Рим лежит во прахе,
А уж четвертому не быть.
1894 год