Начинающий автор часто пребывает в иллюзиях относительно роли писателя, состояния книгоиздательского рынка и литературного мира вообще. Эти иллюзии неизбежно ведут к литературному провалу, поскольку не позволяют автору адекватно оценить себя и наладить отношения с издателями или аудиторией. Как стать писателем, а не жертвой самообмана? И с какими заблуждениями стоит бороться начинающему автору?
«Я – гений»
Кто из начинающих авторов не мыслит себя гением от литературы? Некоторые прямо так о себе и заявляют, вспомнить хотя бы классиков «Я – гений Игорь Северянин» или СМОГ – Самое Молодое Общество Гениев во главе с Леонидом Губановым. Но будучи, пусть даже по праву, убежденным в своей гениальности, в современном обществе довольно сложно двинуться вперед. Ибо автору, решившему издаваться, просто необходимо будет идти на компромисс с издателем, торговцами, рекламистами, а гениальность подчас мешает здоровым коммерческим взаимоотношениям. Поэтому хорошо быть гениальным в тексте, а в жизни мобильным, гибким и способным к самостоятельным активным действиям.
«Я – бездарь»
Обратная сторона предыдущего заблуждения, жертвами которой подчас становятся весьма достойные авторы. Люди искусства склонны к меланхоличной самокритике так же, как и к восторженному самовосхвалению. Оба убеждения – и в том, что автор гениален, и в том, что он бездарен ‑ разрушительны, поскольку не позволяют сосредоточиться на работе, а заставляют автора пребывать в состоянии постоянной саморефлексии. А так романа не напишешь.
«Все уже написано до меня»
Именно так размышлял молодой Юрий Лермонтов. И что же? Мировая литература в середине 18 века не иссякла, а скорее наоборот – обогатилась новыми вливаниями мощных талантов. Множество захватывающих сюжетов, литературных типажей, художественных замыслов, философских концепций явили миру писатели, жившие после «русского Байрона». А он в 30-е годы страдал от того, что все темы исчерпаны. Так и нынешний автор нередко грешит мыслями о том, что писать не о чем, поскольку все уже сказано до него. Но жизнь неумолимо идет вперед, мир меняется каждый день, и у хваткого автора ежедневно появляется тема или идея для романа.
«Я обогащусь на писательстве»
Литература большая и серьезная редко бывает благосклонна к алкающим денег неофитам от писательства. По правде сказать, за всю историю мировой литературы обогатиться удалось паре десятков авторов. И те работали за кордоном. Наши отечественные особенно успешные писатели обогащались в основном в советскую эпоху, и то по нынешним меркам не обогащались даже, а просто получали билет в бизнес-класс после экономического.
Вступая в мир литературы, нужно быть готовым к тому, что первое и, скорее всего, довольно продолжительное время дохода писательская деятельность приносить не будет. Скорее наоборот – будет требовать вложений.
«Стану писателем и буду вести легкую, яркую, интересную жизнь»
Будни писателя (пусть даже известного и обеспеченного): подъем по расписанию, завтрак, работа над текстом, обед, работа над текстом, ужин, работа над текстом, вечер – изучение информации, необходимой для создания произведения.
Изредка деловые встречи с издателями. Иногда в качестве развлечения по вечерам – поход на посиделки с коллегами-литераторами, церемонию награждения литературного конкурса. В рамках рекламной кампании по поддержке книги – три встречи с читателями в книжных магазинах, два семинара в учебном заведении.
Постоянно и особенно на старте – поиск дополнительных источников дохода, пусть и опосредованно, но связанных с литературной деятельностью. А еще продажа своего произведения издателю, а после развертывание рекламной кампании в поддержку своего имени и книги… А после вновь – круглосуточная работа над текстом.
Жизнь эта, конечно, отличается от будней офисного работника. Можно ли назвать ее яркой? Пожалуй, да. Но вот легкой – едва ли.
Думаю, тут нет и одного автора (кроме меня, разумеется) который зарабатывает на жизнь исключительно написанием букв без привлечения дополнительной деятельности. Опровергните. Переубедите ;)