Что ведет к литературному успеху
Оказаться на вершине литературного олимпа удается немногим. Этих счастливчиков знают в лицо, им завидуют обыватели, и многочисленные аналитики оценивают особенности их характера, метода, стиля, пытаясь ответить на нехитрый вопрос: кому же благоволит удача? Какие качества позволяют добиться писательского успеха? И как стать писателем, эти качества проявляя?
Литературное чутье
Мы бы даже сказали «литературные способности». И хотя сегодня некоторые утверждают, что в произведении главенствует сюжет, а текст вторичен, и при необходимости стилистические огрехи исправит литературный редактор, мы утверждаем: без литературного дара автор превращается в книгоделателя, а не в писателя. Основной инструмент писателя – слово. От умения им пользоваться во многом зависит, войдет ли книга в историю большой литературы или канет в небытие, как прочий литературный мусор, что испокон веку гигантскими тиражами издается на потребу дня.
Писатель обязан быть хорошим стилистом. Но это отнюдь не означает, что можно быть скверным рассказчиком. Подлинный литературный дар как раз таки и предполагает синтез литературных способностей и умения рассказать историю. Вспомним гениев от литературы: Гюго, Бальзака, Маркеса, Уайльда, Хемингуэя, Пушкина, Лермонтова, Булгакова и многих других – все они были отменными стилистами и умелыми рассказчиками. От умения талантливо писать не страдала история. Но и сам сюжет был бы бедным и скучным без богатого языка и неповторимого стиля каждого автора.
Аналитический склад ума
Писатель обязан чувствовать время, уметь улавливать колорит эпохи. Он должен уметь постигать суть вещей и, отбросив лишнее, ухватить главное. Даже если речь идет о беллетристике, писателю нужно уметь обобщать, делать выводы. Обратимся опять же к истории литературы: все игроки Большой лиги от писательства обладали аналитическим складом ума. От Аристофана до Данте Алигьери, от Мольера до Ги де Мопассана, от Фонвизина до Солженицына – все анализировали действительность, в которой жили, исследовали современного им человека, изучали законы бытия и выносили свои суждения о мироустройстве.
И еще к этому пункту мы бы добавили следующее: писатель должен знать своего читателя вдоль и поперек. Чем он живет, о чем мечтает, на что надеется. К каким идеалам стремится сегодня, о чем он грезит в часы уединенья. Писать в соответствии с его ожиданиями, грезами и надеждами или нет – дело личное. Но знать и уметь анализировать свою читательскую аудиторию – обязательно для писателя.
Усидчивость, умение сосредотачиваться
Этот пункт так же очевиден, как и два предыдущих. Результат писательского труда – это текст. А чтобы его получить, необходимо долго и непрерывно писать. Полностью погрузиться в работу, отрешиться от окружающего мира и выпустить из-под пера энное количество символов. Труд писателя однообразен, подчас даже невыносимо монотонен. И чтобы справляться с ним, нужно быть усидчивым человеком, умеющим сосредоточиться и во что бы то ни стало писать, писать и писать, пока произведение не приобретет законченный вид.
Бальзак, к слову, писал запоем, не выходя из дома целыми днями, пока не была окончена очередная рукопись. Но поскольку он жил за счет гонораров, то по окончании одной книги, ему приходилось сразу же браться за другую. Жизнь этого известного на весь мир щеголя, французского денди, покорителя женских сердец была довольно однообразной и на львиную долю состояла из письма, хотя если судить по курьезным историям, дошедшим до нас, он только и делал, что посещал светские рауты.
Толстокожесть и предприимчивость
Писателю в России приходится несладко в том смысле, что он, глашатай истины, должен по окончании работы над рукописью заняться ее продажей, то есть выступить уже в ином, не столь возвышенном амплуа. Институт литературного посредничества еще не сформирован, а учитывая нестабильность рынка, вряд ли сформируется в ближайшее время. Отсюда вывод: сам написал, сам продавай. А как только начал продавать, а именно связываться с издательствами, типографиями и редакциями, нужно суметь не обращать внимание на отказы, конструктивно реагировать на конструктивную критику и продолжать двигаться к цели, а именно к публикации. Что ни говори, хорошая школа писателя.
Для этого требуется и самообладание, и выдержка, и уверенность в себе. Писателю нужно научиться абстрагироваться от агрессии и равнодушия мира и гордо нести свое знамя. В определенном смысле писатель должен быть толстокожим, то есть не впадающим в истерику от очередного отказа издателя, а наоборот – не обращающим внимания на досадные мелочи продвижения произведения и действующим, действующим, действующим. Со школьной программы мы помним, что именно предприимчивость помогала выживать Пушкину и Достоевскому в особо безденежные времена. Умение, закрыв глаза на неудачи, стремиться вперед, к читателю, известности и гонорарам. Сегодня их имена известны всему миру.
Вопросы и комментарии 1