«Не клеится, не пишется, не хочется», — говаривал утомленный литературным трудом Михаил Салтыков-Щедрин. «Я не пишу ничего — не могу! — вторил ему Николай Лесков и добавлял — Я способен только грызть себя, чем и занимаюсь со всеусердием, не только наяву, но даже и во сне». Когда писатель не испытывает радости от своей работы, он обречен на постоянную внутреннюю борьбу. Как победить это состояние и вновь обрести восторг от создания текста? И как стать писателем, если устал от литературного творчества?
Не секрет, что если работа не приносит радости, удовольствия, покоя, а наоборот является лишь раздражающим фактором, то человек начинает проявлять самые негативные качества, которых при нормальном течении жизни у него не было. Раздражительность, нервозность, агрессивность, подавленность, замкнутость. То же и с писательским трудом. И страдает от этого, в первую очередь, сам автор.
Причина неудовлетворенности у современного и особенно у начинающего писателя предостаточно: непризнанность и безызвестность, низкие гонорары, несоответствие способностей автора поставленным задачам (например, издательство требует сдать 10 авторских листов за один месяц), усталость от монотонного труда, заболевания, обостряющиеся от постоянного пребывания в сидячем положении за компьютером, конфликты с родственниками, не разделяющими литературных амбиций автора и т.д. Причины индивидуальны, а последствия практически идентичны: невроз.
Помимо вреда, наносимого самому автору, тяжелое психологическое состояние сказывается и на профессиональной выработке, то есть в нашем случае на текстообразовании. Писатель, своей работой подавленный, в работе не заинтересован, апатичен или наоборот ‑ агрессивен. И то и другое рано или поздно даст о себе знать, и писатель столкнется с другой проблемой – невозможностью наладить контакты с издательством.
Заложник мечты
Любопытно, что с проблемой профессионального выгорания сталкиваются не только маститые авторы, но и новички. Мечтал всю жизнь потенциальный писатель оставить офисную работу и литераторствовать в свое удовольствие, только и думал о том, как примет его в нежные объятия какая-нибудь писательская школа или просто секция прозы, и станет он не офисным рабом, а вольным автором. Уволился и стал писать, а после даже публиковаться. И вдруг в самом начале карьеры – стопор.
Большую часть дня писатель проводит в работе над текстом или в подготовке к ней. Если взять ненормированный рабочий день литератора, прибавить возможные переработки и мысли о создаваемом произведении, вообще не подчиняющиеся какому бы ни было расписанию, получается, что писательский труд занимает как минимум половину дневного (если прибавить сны, то и ночного) времени. И когда этот труд утомителен, жизнь автора становится отравленной. Возникает вопрос: «нужно ли что-то менять?» И что делать литератору, если писательский труд вносит в его жизнь только негативные эмоции? В пользу чего делать выбор, особенно если выбор делать не позволяют жизненные обстоятельства, да и писать все-таки хочется?
6 способов заставить себя снова полюбить писать:
- Прекратить писательскую деятельность на неопределенное, но вполне адекватное время. Допустим, на две недели или пару месяцев. Не писать, не продумывать варианты развития сюжета, не набрасывать диалоги и не фиксировать занятные фразы. Вообще ничего. Тишина. В качестве усилителя метода – можно еще не читать. В свободное время гулять, смотреть художественные фильмы и сериалы, только не про писателей. Если не сработает – продлить отпуск. Если опять не сработает – пора вспомнить Осю Бендера, завершающего «Золотого теленка» репликой «Что ж, графа Монтекристо из меня не вышло, пора переквалифицироваться в управдомы».
- Более радикальный, но не менее действенный метод – оставить писательский труд на два месяца и устроиться на работу продавцом-консультантом, официантом, мерчандайзером. В магазин, салон связи, супермаркет, кафе, ресторан. То есть туда, куда возьмут сразу, и откуда уходить будет не жалко. Тяжелый труд в сфере обслуживания быстро реанимирует любовь к писательскому труду.
- Читать коллег и конкурентов запоем, как следствие преисполниться духом здоровой литературной борьбы. Если чтение конкурентов вызывает чувства самые разрушительные, а именно зависть, раздражительность, неуверенность в себе, стоит читать классиков, уже почивших, которые вдохновляли на заре творческого пути. У каждого свои любимые авторы, и советы здесь бессмысленны. Но писатель, без сомнения, всегда найдет вдохновляющий его текст.
- Получить порцию лести от особо лояльных читателей – лучше, конечно, если это будут люди, которым автор доверяет и чье эстетическое сознание схоже его собственному, так как их мнение окажется более ценным для него.
- Вспомнить тех людей, которым автор очень хотел бы доказать свою литературную состоятельность – пожалуй, у каждого сочинителя найдется этакий тайный адресат: первый редактор, забраковавший рукопись, школьный учитель литературы, научный руководитель, соседка или сосед по парте, бывшая жена или муж, нынешняя жена или муж, преисполненная духом сомнения мама, директор с прежней работы, лучший друг, успешный брат и т.д. Ведь если перестать писать или делать это без любви к процессу, есть вероятность, что эти люди так и не узнают о величии нашего гения.
- Просто перечитать все, что уже было написано и придумано. В копилке любого писателя есть тексты, которыми он гордится. Можно обратиться к ним и вспомнить о своих успехах, о проделанной работе, о былых надеждах, которые еще могут сбыться, если продолжить начатое и писать, писать, писать с юношеским задором.
Пусть эти простые советы помогут вновь взбодриться, преисполниться вдохновения и послужить драйверами неутомимой писательской активности, которая принесет сплошную радость. А в перспективе — выгодные контракты с издателями.
Вопросы и комментарии 4