Теория литературы дает такое определение характеру: характер (от др.-греч. χαρακτήρ «примета, отличительная черта, знак») персонажа — это набор черт, свойств, качеств, отличающих этого героя от остальных действующих лиц и составляющих ядро его личности.
Характер важнее сюжета?
Именно благодаря особым свойствам характера некоторые персонажи представляют мощный интерес для читателя. Характером наделяются почти все герои литературного произведения за редким исключением, а именно тех случаев, когда персонажи выполняют чисто сюжетные функции, то есть их задачи сведены к тому, чтобы способствовать развитию сюжета. В остальных случаях герои обладают особыми чертами характера, которые проявляются в поступках, действиях, речи, мыслях героя, его позах, мимике, желаниях, принятии решений и т.д.
У писателя интерес к характеру персонажа, его раскрытию, появляется в тот момент, когда в обществе возникает глубинный интерес к личности. Примерно, на заре эпохи Просвещения. Именно это обстоятельство привело к постепенному появлению новых литературных героев, характер которых определяет развитие сюжета. Например, появившийся уже во второй половине 19 века Жорж Дюруа – главный герой «Милого друга» Ги де Мопассана – циничный, безнравственный, корыстный, готовый преступить любой моральный закон, он совершает поступки, определяемые его характером.
Про литературный тип
Литературоведы считают, что характеров всегда меньше, чем героев. Существуют устойчивые характеры, повторяющиеся в произведениях разных эпох.Распределение ролей и характеров персонажей мы встретим в средневековой комедии масок, известной также, как комедиа дель арте, где актеры играли роли в строгом соответствии с имеющимися в наличии театральной труппы масками. Например, Панталоне – старый и скупой венецианский купец; Доктор – старый доктор права, чья ученость чаще всего – обман; Полишинель – глупый слуга, Орацио (Флавио, Люцио, Леллио) – юный влюбленный; Изабелла – юная влюбленная и т.д.
В более поздних произведениях встречаются сложные характеры, путешествующие из произведения в произведение. Например, после выхода байроновского «Паломничества Чайльд-Гарольда» сформировался особый литературный тип, названный байроническим героем– персонаж, наделенный необычным характером и свойствами личности – отверженный изгнанник, сомневающийся в себе и мире в целом, все подвергающий сомнению и не способный обрести счастье. В русской литературе такой тип героя и характера воплотился в Чацком, Онегине, Печорине, Раскольникове.
Раскрытие характера персонажа
Раскрытие характера персонажа – стало центральной темой многих романов 19 и начала 20 века. Это «Анна Каренина» Льва Толстого, «Братья Карамазовы» Федора Достоевского, «Рудин», «Накануне» Ивана Тургенева, «Обломов» Ивана Гончарова, пьесы Чехова, «Ярмарка тщеславия» Уильяма Теккерея, «Госпожа Бовари» и «Воспитание чувств» Гюстава Флобера, «Блеск и нищета куртизанок» Оноре де Бальзака, уже упомянутый «Милый друг» Ги де Мопассана, «Большие надежды» Чарльза Диккенса и т.д. То есть реализм как литературное направление, в центре которого – идея воссоздание и исследование жизни во всем ее многообразии – сосредоточил особое внимание на личности героя, раскрытии его характера.
А для начинающего автора обнаружение интересного, яркого характера и умение эффектно изобразить его может стать залогом литературного успеха. Ведь именно благодаря незаурядным героям стали популярны «Властелин колец», «Гарри Поттер», «Песнь льда и пламени».
Литературоведы о «характере персонажа»
М.М.Бахтинв «Эстетике словесного творчества» («Автор и герой в эстетической деятельности») так описывал понятие «характер» в литературном произведении:
«Характером мы называем такую форму взаимодействия героя и автора, которая осуществляет задание создать целое героя как определенной личности <...> герой с самого начала дан как целое <...> все воспринимается как момент характеристики героя, несет характерологическую функцию, все сводится и служит ответу на вопрос: кто он” (с. 151). “Построение характера может пойти в двух основных направлениях. Первое мы назовем классическим построением характера, второе — романтическим. Для первого типа построения характера основой является художественная ценность судьбы… В отличие от классического романтический характер самочинен и ценностно инициативен <...> Предполагающая род и традицию ценность судьбы для художественного завершения здесь непригодна <..> Здесь индивидуальность героя раскрывается не как судьба, а как идея или, точнее, как воплощение идеи»
Л. Гинзбургв монографии «О литературном герое» так говорит о характере персонажа и свойствах его личности:
«Повторяющиеся, более или менее устойчивые признаки образуют свойства персонажа. Он предстает как однокачественный или многокачественный, с качествами однонаправленными или разнонаправленными».
Г. Э. Лессинг в «Гамбургской драматургии» писал: «Характер человека может обнаружиться и в самых ничтожных поступках; с точки зрения поэтической оценки самые великие дела те, которые проливают наиболее света на характер личности».
В статье про литературный персонаж Л. В. Чернецтак говорит о понятии характера (Введение в литературоведение: Учебное пособие. Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек.2004 г):
«Средствами раскрытия характера персонажа выступают в произведении различные компоненты и детали предметного мира: сюжет, речевые характеристики, портрет, костюм, интерьер и т.д. <...> Любопытно, что при большой разнице в понимании самого термина «характер», существуют определённые типы характеров персонажей, которые довольно точно воспроизводятся авторами разных эпох и национальностей».
Характеры знаменитых литературных персонажей
Для того чтобы продемонстрировать, какими бывают характеры персонажей, мы решили дать характеристику самым знаменитым литературным героям – ведь именно благодаря своим качествам они покоряют читателя, превращая их в собственных фанатов.
Шерлок Холмс – умный, склонный к аналитической деятельности, сверхпредприимчивый, обладающий тягой к познанию, честный и справедливый – он всегда выступает на стороне попранной добродетели, всегда готов прийти на помощь тем, кто оказался в затруднительном положении. Стоит на страже добра. Борется с преступностью во всех ее проявлениях. При этом читателю крайне мало известно о прошлом Холмса, его семье, детстве. Вызывает восхищение своей педантичностью, непредсказуемостью, предприимчивостью, чувством юмора, интеллектом, умением логически мыслить.
Д’Артаньян – вспыльчивый, темпераментный, смелый, отважный, решительный до безрассудства, влюбчивый, ценящий дружбу и готовый ради друзей на подвиг, честолюбивый, щепетильный в вопросах соблюдения собственной чести, очень мнительный. Не гнушается политики двойных стандартов: считает предательство подлостью, но ради королевы готов пуститься в опасную авантюру – почти измену государству. Измену своей любви считает пороком, хотя сам в этом деле не отличается чистоплотностью. Часто в других осуждает то, что охотно прощает себе. Вызывает восхищение своим бесстрашием, безрассудной готовностью на подвиг, желанием бросить вызов опасности и волей к победе.
Скарлетт О’Хара – умная, прагматичная, предприимчивая напористая, готовая идти напролом, упорно двигаться к поставленной цели. Бунтарь, восстающий против моральных норм и устоев патриархального американского юга. Эгоистична и корыстна. Отстаивая свои интересы, готовая противостоять не только обществу, но и самому миропорядку. Обладает удивительной способностью приспосабливаться к сложным жизненным условиям и выживать в них. Верная идеалам. Темпераментная, страстная – в житейский вопросах демонстрирует удивительную ловкость и прозорливость, в то время как в деле любви слепа. Характер Скарлетт очень противоречив: ей присущи лицемерие и честность, алчность и бескорыстие, когда дело касается защиты ее родового гнезда. Вызывает восхищение силой воли, мужеством, готовностью во что бы то ни стало выживать, отстаивать собственные интересы и, превозмогая все невзгоды, двигаться вперед.
Григорий Печорин – сложная, противоречивая личность, стремящийся к личному счастью и не способный его достичь, потому что сам неизменно разрушает все им созданное. Разочарованный и пресыщенный, скучающий и ищущий острых впечатлений юноша. Образованный, эрудированный сноб, аморальный, честолюбивый, эгоистичный. Восхищает бесстрашием и безрассудством, готовностью пуститься в самое опасное приключение, а вместе с тем циничностью и загадочной отстраненностью от мира, которую так любят барышни всех эпох.
Родион Раскольников – эрудированный, талантливый, гордый, мыслящий молодой человек, в котором нет дурных и низких черт характера. Обладает обостренным чувством справедливости, ему свойственно благородство и великодушие. Бескорыстный, готовый жертвовать собой ради другого, подчас чужого человека. Сверхположительный убийца. Ему можно сочувствовать, но сложно сказать, чем он может восхитить психически здорового читателя. Разве что готовностью бороться с подлостью.
Наташа Ростова – искренняя, естественная, обладает открытостью сердца. Наделена нравственной силой и красотой. Умеет сострадать и заботиться о других. Обладает мужеством и силой воли. Идеальная, с точки зрения Толстого, женщина, смысл жизни которой – любовь. Восхищает своей цельностью: непосредственностью, наивностью в начале повествования, силой духа в середине и готовностью выполнять свою «женскую» роль в эпилоге.
Остап Бендер – мошенник, авантюрист (скорее всего, бывший заключенный), предприимчивый и смекалистый. Умный, сообразительный, находчивый. Обаятельный, обладает даром обольщения женщин и расположения к себе окружающих. Отменные актерские способности и дар перевоплощения делают его идеальным авантюристом. Честолюбивый и корыстный. Обладающий живым, подвижным умом, склонным к сложному анализу – великий комбинатор. Искатель личного счастья, которое ассоциируется у героя с эмиграцией в солнечным Рио и белыми летними брюками. Легкий, веселый, с мощной силой воли и энергетическим зарядом, способным обращать в свою веру других персонажей. Восхищает способностью выживать в любых ситуациях, эмоциональной мобильностью, невероятной предприимчивостью и ироничным складом характера.
Вопросы и комментарии 0