Повествование, описание, рассуждение
Повествование, описание и рассуждение – три кита, на которых держатся наши тексты. Не поверите, но, если не брать во внимание диалоги, окажется, что художественные произведения состоят именно из этих трех типов речи, подчас смешивающихся, чередующихся и наслаивающихся один на другой. Поэтому автору, стремящемуся освоить курс теории литературы, полезно знать, что представляет собой каждый функционально-смысловой тип речи в отдельности, дабы уметь различать их и понимать, к чему тяготеет его проза.
Триединство
Возьмите любое художественное произведение, полистайте его – вы встретите все три типа речи. Не бывает полноценного романа без повествования, описания или рассуждения. В той или иной форме они встречаются в тексте. Хотя нередко автор тяготеет к одному из функционально-смысловых типов речи, и тогда его прозу обвиняют в излишней описательности или в динамичности, что свойственно повествовательным фрагментам текста, или в тяготении к рассуждениям в ущерб повествованию. Классиков, правда, обвинять язык не поворачивается ни у кого, и мировая литература предоставляет нам богатый выбор произведений с двумя или даже одним доминирующим типом речи.
Нужно признать, что произведения, состоящие сплошь из описания – это экскурсионные буклеты: на описании сложно построить полноценный художественный текст. Хотя мы встретим и произведения, в которых львиную долю текста составляют именно описания. Например, «Волхв» Фаулза – роман-диафильм, в котором одна картина мира сменяется другой. Описательна проза Томаса Манна, Марселя Пруста, Константина Паустовского, ранние рассказы Татьяны Толстой. Но и в этих текстах встречаются повествование и рассуждения, поскольку без них, как ни крути, рассказа, повести, а уж тем более романа не сделаешь. Эссе, фельетон, лирическое стихотворение – да, а все остальное должно быть приправлено хотя бы повествованием.
Из описания сложно сделать цельный роман, в то время как повествование вполне для этого подходит, ведь что есть литературное произведение, как ни зафиксированная история, а история – это такая штука, в которой что-то должно происходить. Поэтому произведений, в которых повествование выступает основным типом речи, сколько угодно, например, проза Бернарда Вербера – повествовательна, в ней сведены к минимуму описательные фрагменты и фактически нет рассуждений. Повествовательными, как правило, бывают произведения, относящиеся к литературе быстрого темпоритма. Детективы, и особенно те, что называют авантюрными, приключенческие истории, несложные квесты.
В копилке мировой литературы мы встретим и тексты, состоящие преимущественно из рассуждения – это философские трактаты – но и они, как не крути, содержат элементы описания и повествования.
Идея проста: к какому бы типу речи не лежала душа автора, ему придется использовать два других, чтобы мир его художественного произведения был гармоничным и цельным.
Функционально-смысловые типы речи в таблице
Каждому функционально-смысловому типу речи мы посвятим отдельный подробный материал. А сегодня мы предлагаем вашему вниманию краткий обзор, характеристику повествования, описания и рассуждения.
Повествование |
Описание |
Рассуждение |
|
---|---|---|---|
Что делает |
Сообщает, рассказывает, повествует о последовательности событий, явлений, действий в настоящем, прошедшем и будущем временах. Как правило, в основе повествования – перечисление действий. |
Указывает, выделяет, называет признаки человека, места действия, предмета. |
Передает последовательность человеческих мыслей. Излагает точку зрения автора, обосновывает положение, выдвигаемое действующим лицом, выявляет причинно-следственные связи событий и явлений, объясняет сущность, причины явления, события.
|
Морфологическая характеристика |
Строится на глаголах, рассказывающих о действиях в динамике: «Пришел, увидел, победил». |
Строится на определениях, наречиях, причастиях, существительных характеризующих предмет, явление, лицо, событие и т.д.: «И шляпа, с траурными перьями, и в кольцах узкая рука».
Если перечисление действий в тексте носит постоянный характер (так происходит всегда), то это тоже описание. В этом случае в тексте будут содержаться глаголы, называющие действия: «Над озером скрипят уключины, и раздается женский визг, а в небе ко всему приученный бессмысленный кривится диск». |
Использует все части речи, зачастую строится на вопросно-ответных конструкциях. Чаще всего создает по схеме: Тезис ‑ аргумент(довод, пример, обоснование) -‑ вывод. Бывают инверсивные рассуждения, то есть вначале делает вывод, а после приводятся аргументы. Иногда рассуждение представляет собой голый вывод или тезис, подкрепленный другими умозаключениями автора, но не являющимися доказательством тезиса: «Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждаянесчастливая семья несчастлива по-своему» ‑ знаменитое начало «Анны Карениной» ‑ это рассуждение без обоснования тезиса автора. В каноническом рассуждении можно встретить конструкции «таким образом», «можно сделать вывод», «это подводит нас к умозаключению», «отсюда следует». |
«Но в и в этих текстах встречаются повествование и рассуждения...»