Текст без описания подобен человеку без всех органов чувств: жизнеспособен, но неполноценен. И даже если писатель тяготеет к повествовательной прозе, ему все равно приходится описывать. Поэтому автору, осваивающему теорию литературы, просто жизненно необходимо получить исчерпывающие сведения об описании и узнать, каким оно бывает.
Материал подготовлен по работе: А.В. Валл, В.И. Конько, О.В.Неупокоева «Функциональные типы речи»
Наиболее развито описание в художественной литературе. Удельный вес описания в текстах зависит от индивидуальных особенностей стиля писателя. Например, проза А.С.Пушкина в целом носит повествовательный характер, проза М.Ю.Лермонтова характеризуется наличием обширных, развитых и легко вычленимых в тексте описательных отрывков. В редких случаях описание может занимать весь текст произведения. Например, речевая структура рассказа И.С.Тургенева «Лес и степь» практически целиком строится на основе описания
Разработка описания в художественной литературе ведется в разных направлениях, вырабатывается специфика описания разнообразных составляющих внешнего мира. Формируются такие устойчивые типы описания, как описание персонажа в нескольких его разновидностях (портрет, характеристика, описание внутреннего мира), описание природы (пейзаж, состояния и явления природы), описание жилища (интерьер, внешний вид жилища) и т.п.
Виды описания:
Предметное описание
Предметное описание имеет целью изобразить фрагмент вещного мира, с которым так или иначе связаны события, представленные в тексте.
С точки зрения характера содержания и лексико-грамматических свойств выделяют две разновидности описания:
1. описания, сформированное предложениями с описательным строем,
2. описания, сформированное предложениями с повествовательным строем.
Описание, в основе которого ‑ предложения с описательным строем:
На тахте сидела бледная девушка, рядом с ней стоял высокий мужчина с двумя кинжалами.
В предложениях описательного строя конечную позицию занимает подлежащее (то есть подлежащее стоит после сказуемого). Это очень важно для смыслового строения текста. Конечная позиция предложения наиболее значима, поэтому происходит актуализация значений существительных — всего состава подлежащих (в нашем примере — бледная девушка, высокий мужчина с двумя кинжалами). Такое описание статично, в нем подчеркивается пространственное расположение предметов. Роль глагола в таких предложениях сводится к построению грамматической структуры, его значение ослаблено. Такие предложения легко преобразовать в безглагольные: на тахте бледная девушка, рядом с ней высокий мужчина с двумя кинжалами.
Описание, в основе которого – предложения с повествовательным строем:
Самовар, стоящий на столе возле простенка, бурлил, клокотал, зеркальце, висевшее над столом, подернулось налетом белого пара (И.Бунин)
Главной особенностью таких описаний является то, что конечную позицию предложения занимает сказуемое, а значит, происходит актуализация значений глаголов и прилагательных. В приведенном примере происходит актуализация значений глаголов-сказуемых (бурлил, клокотал, подернулось). В таком описании подчеркивается качественный аспект описываемого: цвет, движение, звук, запах и т.п. Такое описание можно назвать динамичным.
Глагол в таких предложениях семантически самостоятелен, либо имеет семантический довесок в виде второстепенного члена.
Подлежащее и сказуемое в таких предложениях разделены паузой: дождь хлестал, ветер валил с ног прохожих. Глагол в одном случае семантически полноценен (хлестал), в другом – имеет семантический довесок в виде второстепенных членов (валил с ног прохожих).
Чаще всего в реальных текстах описание совмещает в себе предложения описательного и повествовательного строя.
Деталь в описании
Деталь – это воспроизведение в тексте особо значимого элемента изображаемого фрагмента мира, поэтому мы говорим о деталях внешности, интерьера и т.п. Чем больше деталей, тем более конкретным, зримым предстает образ предмета. Деталь в описании носит концептуальный характер, она может насыщаться в тексте большим количеством смыслов и приобретать характер символа. Такая деталь может заменить объемное описание. Вспомните: раскрытую и запыленную книгу в гостиной Обломова.
Предметное описание с точки зрения характера содержания может быть статичным и динамичным.
Статичное повествование
Главная его особенность в том, что в нем доминируют именные части речи: существительные, прилагательные. Обращается внимание на форму, внешний вид, пространственные отношения описываемых предметов. Роль глагола в таком описании сводится к построению грамматической основы. К такому типу, как правило, относятся описания с описательным строем речи.
Динамичное повествование
В таком описании особое значение имеют глагольные формы. Обращается внимание на качественный аспект мира: действия, смена состояния и т.п.: Ни одно мгновение она не сидела смирно, вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась… (И.Тургенев)
Описание положения дел
Описание положения дел, по сравнению с предметным описанием имеет более отвлеченный характер. Описание положения дел имеет целью сформировать у читателя представление о состоянии дел в определенный момент жизни человека, города, страны. Мы имеем дело здесь с событийной семантикой. Описание положения дел, с одной стороны, привязано к определенному месту, а с другой – фиксирует определенный временной срез, раскрывает состояние дел в определенный момент времени.
Явный пример описания положения дел – текст песни группы «Чиж и Ко» «Солдат на привале».
Описание ситуации общения
При общении в речи большое количество информации идет не только через вербальный, но и через визуальный и звуковой каналы. Мимика говорящего, его жесты и движения, тембр голоса и интонация носят знаковый характер. Пишущий, изображая чужую речь, оказывается перед необходимостью описать эти невербальные компоненты, именно поэтому прямая речь обычно сопровождается описанием ситуации общения. Обратим внимание на то, что изображаются только те аспекты ситуации общения, которые имеют важное значение для ее интерпретации читателем.
А все-таки побежал? Дай сюда портфель, гад! – Тем самым гнусавым голосом, что был слышен в телефоне, крикнул второй и выдрал портфель из трясущихся рук Варенухи. (М.А. Булгаков).
В приведенном выше примере автор дает характеристику звукового канала: «гнусавым голосом», «крикнул», а также элементов видеоряда: «трясущимися руками», «выдрал», которые характеризуют отношения между говорящими.
В литературе и особенно в публицистике изображение ситуации общения носит вспомогательный характер, но при этом все-таки имеет существенно значение для построение содержания текста.
Так и пестрит специфическими терминами…
«Просто объяснить сложно, а сложно объяснить просто.»
P.S Именно за это я терпеть не мог русский язык в 8-9 классах.
Нет бы по человечески объяснить…