Понятие «литературный персонаж». «герой», «действующее лицо». Персонажи в мире эпических и драматических произведений.— Персонаж как характер (тип) и как образ. Внесцснические, заимствованные, собирательные образы. Сюжетные функции персонажей.
Понятие персонажа (героя, действующего лица)
Персонаж (от лат. persona — особа, лицо, маска) — вид художественного образа. Это тот, кто действует в произведении. В учебниках по теории литературы его называют субъектом действия, переживания, высказывания в произведении. В таком же значении, как и персонаж используются словосочетания литературный герой, действующее лицо (причем термин «действующее лицо» используют преимущественно в драме, где список действующих лиц традиционно следует за названием пьесы). То есть персонаж, литературный герой и действующее лицо – это синонимы. Слово персонаж — наиболее нейтральное, оно происходит от слова persona — маска, которую надевал актер в античном театре, и не несет дополнительной смысловой нагрузки. В то время как героем (от rpеческого héros — полубог, обожествленный человек) в некоторых случаях неудобно называть того, кто лишен героических черт. Хотя эти слова обозначают одно и то же – действующих в произведении лиц.
В прозаическом произведении героем может быть и сам повествователь (он же рассказчик), если он участвует в сюжете. Например, Петр Гринев в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина, Макар Девушкин и Варенька Доброселова в эпистолярном романе Ф. М. Достоевского «Бедные люди».
Чаще всего литературный персонаж — это человек. То, насколько детально изображен персонаж, зависит от его места в системе персонажей, от рода и жанра произведения и пр. Но чаще всего особенности изображения персонажа определяются замыслом произведения, творческим методом писателя.
Помимо людей в произведении могут действовать и разговаривать животные, растения, вещи, природные стихии, фантастические существа, роботы и пр. Вспомним «Синюю птицу» М. Метерлинка, «Маугли» Р. Киплинга, «Человека-амфибию» А. Беляева, «Войну с саламандрами» К. Чапека, «Солярис» Ст. Лема, «Мастер и Маргариту» М. Булгакова. Эти нечеловекоподобные действующие лица тоже являются персонажами. И есть жанры, виды литературы, в которых такие персонажи обязательны или очень вероятны, то есть читатель заранее ждет, что в этом тексте будут действовать не человекоподобные герои: например, в сказке, басне, балладе, в научной фантастике и др.
Характеры и типы персонажей
Характер (от гр. charakter— признак, отличительная черта) — это общественно значимые черты, проявляющиеся с достаточной отчетливостью в поведении и умонастроении людей. Высшая степень характерности — тип (от rp. typos— отпечаток, оттиск). Часто слова характер и тип используются как синонимы.
Создавая литературного героя, писатель обычно наделяет его тем или иным характером: односторонним или многосторонним, цельным или противоречивым, статичным или развивающимся, вызывающим уважение или презрение и т. д.
Пушкин так комментировал характер главного героя поэмы «Кавказский пленник»: «Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи 19-го века».
А Толстой в дневнике за 1990 год писал: «Мы пишем наши романы хотя и не так грубо, как бывало: злодей — только злодей и Добротворов — добротворов, но все-таки ужасно грубо, одноцветно — люди ведь все точно такие же, как я, то есть пегие —дурные и хорошие вместе...». «Пегими» оказываются для Толстого и люди прошлых эпох, ложно, с его точки зрения, отраженные в литературе: как «злодеи» или «Добротворовы».
«Персонаж» и «характер» — понятия не тождественные, что было отмечено еще Аристотелем: «Действующее лицо будет иметь характер, если <...> в речи или действии обнаружит какое-либо направление воли, каково бы оно ни было...» В литературе, ориентированной на воплощение характеров (а именно такой является классика), раскрытие характеров и составляет основное содержание.
Таким образом, персонаж предстает, с одной стороны, как характер, с другой — как художественный образ, воплощающий данный характер с той или иной степенью эстетического совершенства.
Число характеров и персонажей в произведении (как и в творчестве писателя в целом) обычно не совпадает: персонажей значительно больше. Есть лица, не имеющие характера, выполняющие лишь сюжетную роль (например, в «Бедной Лизе» H. M. Карамзина — подруга героини, сообщившая матери о гибели дочери). Есть двойники, варианты одного типа (шесть княжон Тугоуховских в «Горе от ума» А. С. Грибоедова, Добчинский и Бобчинский в «Ревизоре» Н. В. Гоголя).
Раскрытие характера персонажа
С тех пор, как общество у целом и философия в частности начинают интересоваться личностью человека, ее формированием, становлением и развитием, в центре внимания писателя оказываются именно характеры. Концепция личности становится основным объектом исследования всех литературных направлений, начиная с классицизма (единственным исключением, пожалуй, является постмодернизм). Сюжет начинает восприниматься авторами как способ раскрытия характера, его испытание, а сюжетные коллизии выступают как стимул развития характера персонажа.
Г. Э. Лессинг в «Гамбургской драматургии» писал: «Характер человека может обнаружиться и в самых ничтожных поступках; с точки зрения поэтической оценки самые великие дела те, которые проливают наиболее света на характер личности». Под этими словами Лессинга могли бы подписаться многие писатели, критики, эстетики. Именно поступки персонажа в произведениях мировой классики позволяют автору раскрыть характер героя.
Средствами раскрытия характера персонажа выступают в произведении различные компоненты и детали предметного мира: сюжет, речевые характеристики, портрет, костюм, интерьер и пр. При этом восприятие персонажа как характера не обязательно нуждается в развернутой структуре образа. Особой экономией средств изображения отличаются внесценические герои (например, в пьесе Чехова «Три сестры» — Протопопов, у которого «романчик» с Наташей; в рассказе «Хамелеон» — генерал и его брат, любители собак разных пород).
Любопытно, что при большой разнице в понимании самого термина «характер», существуют определённые типы характеров персонажей, которые довольно точно воспроизводятся авторами разных эпох и национальностей.
Однотипные персонажи дают критикам возможность классифицировать их («самодуры» и «безответные» в статье Н. А. Добролюбова «Темное царство», посвященной творчеству Островского; тургеневский «лишний человек» в статьях «Литературный тип слабого человека» П. В. Анненкова, «Когда же придет настоящий день?» Н. А. Добролюбова). Писатели возвращаются к открытому ими типу, характеру, находя в нем все новые грани, добиваясь эстетической безупречности образа. Анненков отметил, что Тургенев «в течение десяти лет занимался обработкой одного и того же типа — благородного, но неумелого человека, начиная с 1846 года, когда написаны были «Три портрета», вплоть до «Рудина», появившегося в 1856 году, где самый образ такого человека нашел полное свое воплощение».
Сюжетные функции персонажей — в отвлечении от их характеров — стали предметом специального анализа в некоторых направлениях литературоведения XX в. (русский формализм: В. Я. Пропп, В. Б. Шкловский; структурализм, в особенности французский; А.-Ж. Греймас, Кл. Бремон, Р. Барт (См.: Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // 3арубежная эстетика и теория литературы XIX—XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.) и др.). В структуралистской теории сюжета это связано с задачей построения общих моделей (структур), обнаруживаемых в многообразии повествовательных текстов.
Источники:
Аристотель. Об искусстве поэзии.
Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // 3арубежная эстетика и теория литературы XIX—XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.
Введение в литературоведение: Учебное пособие. Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек.2004.
Томашевский Б.В. История литературы. Поэтика. М, 1999.
Более полную информацию на эту тему вы найдете в материале Система персонажей
Вопросы и комментарии 1