[ Повествование ]: задание "От третьего лица"



Написать повествование от третьего лица (он, она, оно, они) в прошедшем совершенном времени (сделал, сделала). Именно эти лицо и время используются для большинства русско- и англоязычных романов, поскольку такой повествовательный ракурс считается более удобным: он позволяет автору вести несколько сюжетных линий, заглядывать в головы других персонажей, свободно уводить читателя в сторону от главного героя.



[ Шаг первый ]: Изучаем теорию

Прочитайте теоритический материал. После прочтения переходите к следующему шагу.



[ Шаг второй ]: Примеры в мировой литературе - учимся у известных писателей

Прочитайте текст приведенный нашей редакцией для примера.

Ги де Мопассан "Милый друг"

Статный от природы и к тому же сохранивший унтер-офицерскую выправку, он приосанился и, привычным молодцеватым жестом закрутив усы, охватил запоздавших посетителей тем зорким взглядом, каким красавец мужчина, точно ястреб, высматривает добычу.

Женщины подняли на него глаза; это были три молоденькие работницы, учительница музыки, средних лет, небрежно причесанная, неряшливо одетая, в запыленной шляпке, в криво сидевшем на ней платье, и две мещанки с мужьями – завсегдатаи этой дешевой харчевни.

Он постоял с минуту на тротуаре, размышляя о том, как быть дальше. Сегодня двадцать восьмое июня; до первого числа у него остается всего-навсего три франка сорок сантимов. Это значит: два обеда, но никаких завтраков или два завтрака, но никаких обедов – на выбор. Так как завтрак стоит франк десять сантимов, а обед – полтора франка, то, отказавшись от обедов, он выгадает франк двадцать сантимов; стало быть, рассчитал он, можно будет еще два раза поужинать хлебом с колбасой и выпить две кружки пива на бульваре . А это его самый большой расход и самое большое удовольствие, которое он позволяет себе по вечерам. Он двинулся по улице Нотр-Дам-де-Лорет.

Евгений Водолазкин "Брисбен"

Несмотря на очевидную трезвость в начале прогулки, к концу ее Федор непостижимым образом оказывался навеселе. Сидя на руках у отца, Глеб различал запах дешевого вина. С этим запахом в памяти мальчика прочно соединились отцовские слёзы. Может быть, они и в самом деле так пахли – кто изучал запах слез? Когда без пяти минут первоклассник Глеб заявил о своем желании учиться играть на гитаре, Ирина сама привела его к Федору. Сидела в углу и молча следила за тем, как, повторяя напетое отцом, Глеб не попадал в тональность.


[ Шаг третий ]: Анализируем тексты других авторов

Прочитайте приведенные ниже тексты. Оцените, насколько они соответствуют заданию. Напишите под каждым текстом, что вам нравится в нём, а что вы написали бы по-другому и почему.

Задание:

Написать повествование от третьего лица (он, она, оно, они) в прошедшем совершенном времени (сделал, сделала). Именно эти лицо и время используются для большинства русско- и англоязычных романов, поскольку такой повествовательный ракурс считается более удобным: он позволяет автору вести несколько сюжетных линий, заглядывать в головы других персонажей, свободно уводить читателя в сторону от главного героя.

При выполнении этого задания события особого значения не имеют, важно суметь рассказать о них убедительно, так, чтобы читатель понял, что происходит в тексте. Можно потренироваться в передаче мыслей, чувств, переживаний, воспоминаний разных персонажей, поскольку повествование от третьего лица подобную роскошь допускает.


Текст для анализа:

Был 1944-ый, война еще не собиралась заканчиваться. Несмотря ни на что она шла по центру одного из тех немногих городов, до которых очередь еще не дошла. Шла, задрав голову, звеня каблуками. Нет, это не было от самодовольствия собственной красотой, которая могла притянуть взгляды самых знатных принцев, а скорее от ударов судьбы, которые теперь для нее были правилом жизни. Тех самых ударов, когда, искренне улыбаясь радостному моменту чувствуешь, как ледяная рука скользит по спине чтобы, схватив за шею воспользоваться моментом слабости. Пройдя через толпы однородной массы людей в темных одеждах, она подошла к лестнице на углу здания, которая ввела вниз в подвальное помещение, на двери к которой была надпись «avec l'amour d'amis lointains» что с французского означало «с любовью от друзей вдали». Женщина как зашла внутрь расслабилась так словно убегала от урагана и едва успела дойти до убежища. Внутри ее встретил тучный мужчина среднего роста. Они даже не поздоровались, было видно, что ее приход это в порядке вещей, и их связывает общее дело. Он протирал бокал и просто вышел чтобы понять не нужно ли что-то. Она сев в ближайший стул, нервно достала сигаретку и закурив задала риторический вопрос: «Ты знаешь, что это рано или поздно должно дойти до кульминации?» То, что случилось потом не поддавалось никакому объяснению для того времени… Он достал из кармана часы на цепочке, нажал на кнопку, но вместо открытия крышки, женщина на стуле села прямо и обнажила живот, который раскрылся как цветок. Внутри ее живота было три зеленых реактора 3-ий из которых мигал красным. Тучный мужчина достал третий реактор поместив себе в живот, который был устроен точно также, а свой зеленый реактор положил ей. - Ты что, зачем ты это делаешь, – в непонимании спросила она - Он тебе будет нужнее, я все время нахожусь здесь и в аварийном случаи придумаю что-нибудь, ты же будешь вдали. Спокойно ответил мужчина. Тем не менее она пожалела, что задала этот вопрос. Ей показалось что он сделал это в силу того, что она не справляется и решила, что в следующий раз даже с одним ректором, что смертельно опасно, будет продолжать так словно это в порядке вещей. Немного поболтав, два высокоразвитых существ технологического происхождения продолжили свою миссию по выяснению причины по который люди убивали друг друга. Она вышла из лавочки более спокойная, теперь ее не волновали взгляды посторонних. С тремя работающими реакторами она могла справиться и с мужчиной. Следующим пунктом назначения был кабинет главнокомандующего восточным фронтом. Генерал Админсон был из тех людей, которые жили в полную и в тоже время в нужный час могли отказаться от всего ради исполнения долга. Это был маститый человек, от чего его тучность казалось делало его еще более весомым.

Задание:

Написать повествование от третьего лица (он, она, оно, они) в прошедшем совершенном времени (сделал, сделала). Именно эти лицо и время используются для большинства русско- и англоязычных романов, поскольку такой повествовательный ракурс считается более удобным: он позволяет автору вести несколько сюжетных линий, заглядывать в головы других персонажей, свободно уводить читателя в сторону от главного героя.

При выполнении этого задания события особого значения не имеют, важно суметь рассказать о них убедительно, так, чтобы читатель понял, что происходит в тексте. Можно потренироваться в передаче мыслей, чувств, переживаний, воспоминаний разных персонажей, поскольку повествование от третьего лица подобную роскошь допускает.


Текст для анализа:

Воробьишко влетел в просторное здание с закрытыми окнами. Побывал у первого, второго да третьего. Без дальнейшего их пересчёта исчез в гардеробной работников предприятия. Как вдруг один из которых, работничков, появился рядом с уборной близ комнаты с множеством ящичков. Птах в испуге метнулся кверху от пола, куда предпринял суматошную попытку вернуться. От невозможности приземлиться воробей издал возглас довольно справедливого недовольства. Человек присмотрелся и понял то самое всё, с крупицу, однако же важное крохе: пернатый выронил жирную, сладкую муху. Зря, что ли, окна считал?

Задание:

Написать повествование от третьего лица (он, она, оно, они) в прошедшем совершенном времени (сделал, сделала). Именно эти лицо и время используются для большинства русско- и англоязычных романов, поскольку такой повествовательный ракурс считается более удобным: он позволяет автору вести несколько сюжетных линий, заглядывать в головы других персонажей, свободно уводить читателя в сторону от главного героя.

При выполнении этого задания события особого значения не имеют, важно суметь рассказать о них убедительно, так, чтобы читатель понял, что происходит в тексте. Можно потренироваться в передаче мыслей, чувств, переживаний, воспоминаний разных персонажей, поскольку повествование от третьего лица подобную роскошь допускает.


Текст для анализа:

Елена шла по набережной, наблюдая, как солнце садится за горизонт, словно погружаясь целиком в воду. Сколько времени прошло с ее ухода? Это неважно. Здесь и сейчас, в этом самом моменте, ей наконец стало легко и спокойно на душе, словно кто-то поместил свою нежную ладонь ей на макушку, как в детстве делала мама, с любовью лохмача волосы. Лена почувствовала, что жива, что она дышит и ходит по этой земле. Ею овладело желание пройтись босяком, ощутить сырой песок под ногами и прохладные, нет, даже холодные от непривычности брызги на тонких женских лодыжках, которые несли на себе тяжесть и бремя всей семьи, так успешно взвалившее на себя. Елена тянула на себе всё - начиная от заботы о четверых детях, продолжая бизнесом, который она устроила самостоятельно, без чьей либо поддержки, таская тяжелые черные пакеты с товаром на рынке, от которого до дома приходилось ехать около часа на метро, ловя взгляды пассажиров, удивленных тем, что такая хрупкая красавица поднимает такую ношу. А заканчивая разборками проблем родственников мужа, отказавшегося работать потому, что супруга зарабатывает больше в неделю, чем его ежемесячная зарплата и тем, как она оплачивала его многочисленные долги под угрозами о самоубийстве. Довольно. Она сняла сандали и, приподняв длинные брюки, ступила в воду. Ее лицо засияло улыбкой - облегченной и умиротворенной. Глаза защипало и она сжала зубы, чтобы не заплакать на месте. К тому времени от горячего светилы осталась лишь тонкая полосочка вдали. В сумке на плече завибрировал телефон и на экране высветилось сообщение от пользователя «Муж», заставившее женщину вернуться в реальность и возвращаться домой.


[ Шаг четвертый ]: Приступаем к практике

Пришёл ваш черёд выполнять практическое задание. Вспомните теоритические материалы, ещё раз перечитайте пример (автор: Ги де Мопассан "Милый друг"), посмотрите на ваши комментарии в блоке "Анализ текстов" и приступайте. Удачи и вдохновения!

Выполните задание

Написать повествование от третьего лица (он, она, оно, они) в прошедшем совершенном времени (сделал, сделала). Именно эти лицо и время используются для большинства русско- и англоязычных романов, поскольку такой повествовательный ракурс считается более удобным: он позволяет автору вести несколько сюжетных линий, заглядывать в головы других персонажей, свободно уводить читателя в сторону от главного героя.

При выполнении этого задания события особого значения не имеют, важно суметь рассказать о них убедительно, так, чтобы читатель понял, что происходит в тексте. Можно потренироваться в передаче мыслей, чувств, переживаний, воспоминаний разных персонажей, поскольку повествование от третьего лица подобную роскошь допускает.

Максимальный объем: 5000 знаков с пробелами.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы выполнить задание.

Войти Зарегистрироваться


Еще задания в школе писателя



Внешность

Задание #4
Создать описание внешности героя - портрет. Либо характеристику персонажа, описание его характера, особенностей его внутренней жизни. Приветствуется использование такого литературного приема как психологизм. Перейти к заданию

Диалог-конфликт

Задание #4
Написать диалог, участники которого конфликтуют друг с другом. Это может быть ссора, возникшая спонтанно (например, перепалка в общественном транспорте), это может быть давнее идеологическое противостояние героев или обычный горячий спор о том, что первично – курица или яйцо. Тема и повод для противостояния - любые. Перейти к заданию

Для атмосферы

Задание #4
Задача автора - изобразить состояние природы. Пейзаж может быть статичным или наоборот - отражать жизнь природы в динамике, например, смену времен года. Пейзаж может быть реалистичным или наоборот - отражать реалии выдуманного мира. Перейти к заданию


Задания выполненные другими авторами: