[ Повествование ]: задание "Я: настоящее время"
Учимся повествовать, то есть оттачивать мастерство рассказчика. Сейчас нам важно попробовать себя в разных грамматических временах и определить, в каком из них мы чувствуем себя комфортно, то есть в каком времени удобно будет выстраивать повествование. Для этого нужно один и тот же текст попробовать написать в настоящем времени, и в прошедшем, используя совершенный (это глаголы, отвечающие на вопрос «Что сделать?») и несовершенный (это глаголы, отвечающие на вопрос «Что делать?») вид глаголов.
В этом задании будем работать в настоящем времени и писать от первого лица, то есть от имени героя («Я» — рассказчик). Это удобно, поскольку мы знаем, что чувствует и о чем думает главный герой, видим мир его глазами, понимаем мотивацию его поступков. Но при этом не можем знать наверняка, чего хотят другие персонажи. Настоящее время создает у читателя максимально ощутимый эффект присутствия, рассказ становится зримым и реалистичным. И хотя постоянно работать в настоящем времени сложно, отдельные фрагменты, написанные таким образом, добавляют динамики повествованию, создают эффект репортажа, то есть погружают читателя в состояние «здесь и сейчас», заставляя его сопереживать герою-рассказчику.
Наша задача — написать повествование от первого лица единственного числа («Я») в настоящем времени («Есть», «Делаю»). В повествовании должна идти речь об одном дне из жизни героя. События особого значения не имеют, важно суметь рассказать о них внятно, убедительно, так, чтобы читатель понял, что и в какой последовательности происходит, но самое главное – поверил в происходящее.
Наш очень простой пример:
«Я просыпаюсь, встаю, одеваюсь, иду на работу, работаю, ухожу с работы, ем три раза, два раза чищу зубы, один раз принимаю душ, вечером раздеваюсь, ложусь, засыпаю. Все»
Попробовать перевести этот текст в прошедшее время можно в следующем Задании.
[ Шаг первый ]: Изучаем теорию
Прочитайте теоритический материал. После прочтения переходите к следующему шагу.
[ Шаг второй ]: Примеры в мировой литературе - учимся у известных писателей
Прочитайте текст приведенный нашей редакцией для примера.
– Чё делать-то?!
– Во-первых, – говорит Гвоздев. – Давай без паники. Сейчас, короче, вот что… Проходи, короче, контроль, потом – давай за багажом, только сразу, короче, чемодан не хватай, слышишь? Потрись там, понаблюдай. Короче, присмотрись к обстановке. Если что-то подозрительное – хватай чемодан, дуй в туалет и все, короче, спускай в канализацию. Понял?
“Чего уж тут непонятного? Канализация все спишет. Канализация – царица всех морей, канализация – купайтесь только в ней…” Даю отбой, поправляю рюкзак и иду по разукрашенному рекламой коридору, потом через холл вперед, туда, где стоит длинная очередь в паспортный контроль. Может, все обойдется?
В небольшом зале, где пассажиры забирают свой багаж, толкотня, как в торговом центре. И физиономии здесь у всех кажутся торговыми, хищно вожделеющими финансового чуда, словно им передалось настроение места. Пассажиры обступили ленту, широкую, черную, змеящуюся вдоль металлических бортиков, будто они рыбаки, а это – река. По черной ленте из темноты, из пыльной утробы аэропорта, подобно пароходам и баржам, вот-вот поплывут вернувшиеся с неба чемоданы, спортивные сумки, коробки. Среди публики начнется воодушевление. Все станут пристально разглядывать багаж, вылавливать его, как морскую добычу, стаскивать на пол, переворачивать, браконьерски осматривать с разных сторон.
Вещи начинают появляться. Чемоданы, сумки, на все вкусы: красные, черные, лиловые, матерчатые, кожаные, пластиковые. Некоторые выглядят пожившими, потасканными, порочными; они полураскрыты, будто полуодеты; другие, напротив, похожи на невинных новорожденных и запеленуты несколькими слоями полиэтилена. Резко вздрагиваю, будто от сильного укуса. Вот он, мой чемоданчик. Зеленый, слегка обшарпанный, округлившийся от напиханных в него вещей и весь в наклейках. Отвожу взгляд. А чемоданчик продолжает ехать на меня, тихо, угрожающе, неповоротливо, как крейсер, как строгий и тучный профессор Рейсер, обнаруживший в коридоре института студента-прогульщика. В голове вдруг ни с того ни с сего начинает звенеть блатная мелодия “А поезд тихо ехал на Бердичев”.
ВНИМАНИЕ! СОВЕРШИЛ ПОСАДКУ РЕЙС 368
АВИАКОМПАНИИ “КЭЭЙЛЭМ”.
АМСТЕРДАМ – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.
Оглядываюсь по сторонам. Лица пассажиров, выуживающих свой багаж, по-прежнему сосредоточенны. Кажется, до меня никому нет дела. Зал тесный, совсем не тот, что в Лондоне. Вдоль стен – двери, наверное, в подсобные помещения. Мне кажется, они никогда не отпираются. Не буду сразу забирать чемодан – пусть пока покатается. “А у окна стоял мой чемоданчик!” Зал тем временем пустеет, пассажиры разбредаются. Мой чемодан заходит, наверное, уже на пятый круг, а я все не решаюсь подойти и забрать его. С ленты постепенно исчезают вещи. С каждым исчезновением я чувствую, что мой пульс учащается. Теперь я начинаю понимать, что переживает преступник, когда круг подозреваемых сужается. “А ну-ка убери свой чемоданчик!” И главное – я один и не с кем посоветоваться. Хотя… вроде бы вокруг ничего подозрительного. Я набираюсь смелости, стаскиваю с ленты свой чемодан и ставлю его на пол. Слава богу! Хотя бы полдела уже сделано.
[ Шаг третий ]: Анализируем тексты других авторов
Прочитайте приведенные ниже тексты. Оцените, насколько они соответствуют заданию. Напишите под каждым текстом, что вам нравится в нём, а что вы написали бы по-другому и почему.
Задание:
Написать повествование от первого лица единственного числа («Я») в настоящем времени («Есть», «Делаю»). В повествовании должна идти речь об одном дне из жизни героя. События особого значения не имеют, важно суметь рассказать о них внятно, убедительно, так, чтобы читатель понял, что и в какой последовательности происходит, но самое главное – поверил в происходящее. Автор может описывать реально существующий или вымышленный мир. Проще всего при таком формате повествования (первое лицо, единственное число, настоящее время) не придумывать для героя испытания на прочность, а наоборот – вести речь о самом заурядном дне из жизни персонажа, рассказывая о том, что происходит всегда.
Пример:
«Я просыпаюсь, встаю, одеваюсь, иду на работу, работаю, иду с работы, ем три раза, два раза чищу зубы, один раз принимаю душ, вечером раздеваюсь, ложусь, засыпаю. Все».
Текст для анализа:
Я вижу сон. Акт первый. В нём обнаруживаю себя в здании с квадратными окнами у самого пола. За ними – мрак, чёрная непроницаемая толща. Наклоняюсь и вглядываюсь: из черноты выходит белокожее долговязое – человекообразное – существо с тёмными глазами. Осязаю укус испуга – оно приблизилось к окнам и скользит от одного к другому, преследует меня. Акт второй. Теперь я нахожусь в деревянном строении в несколько уровней и поднимаюсь всё выше, пока не забиваюсь в тёплый, надёжный, по моему мнению, уголок. Долговязый не отстаёт, он находится ниже. Сворачиваюсь в клубок в смаковании секунд покоя. Акт третий. Сумеречно. Я наблюдаю человека с чёрными густыми волосами по плечи, подвешенного на крепкую ветвь тёмно-коричневого дерева. Могу с уверенностью сказать: рядом с черноволосым стоит ещё кто-то. И вот здесь сном размывается чёткость представления этих двух. Знаю, что существо точно есть в кадре. Либо в человеке на ветви, либо в том, другом. До меня доходит их объединение общей целью. Смотрю, как стоящий направляет на тело подвешенного прозрачную мощную струю, а та разъедает его плоть. Моему взору открываются светлые несуразные кости; скелет на вертикальных и горизонтальной палочках источает дымок синевы. Я не слышу криков, ему не больно. Думаю о перевоплощении.
Задание:
Написать повествование от первого лица единственного числа («Я») в настоящем времени («Есть», «Делаю»). В повествовании должна идти речь об одном дне из жизни героя. События особого значения не имеют, важно суметь рассказать о них внятно, убедительно, так, чтобы читатель понял, что и в какой последовательности происходит, но самое главное – поверил в происходящее. Автор может описывать реально существующий или вымышленный мир. Проще всего при таком формате повествования (первое лицо, единственное число, настоящее время) не придумывать для героя испытания на прочность, а наоборот – вести речь о самом заурядном дне из жизни персонажа, рассказывая о том, что происходит всегда.
Пример:
«Я просыпаюсь, встаю, одеваюсь, иду на работу, работаю, иду с работы, ем три раза, два раза чищу зубы, один раз принимаю душ, вечером раздеваюсь, ложусь, засыпаю. Все».
Текст для анализа:
Паника не покидает меня. Я просыпаюсь затемно и ее липкие щупальца тут же оплетают сознание. Дождавшись рассвета, я не отворяю штор, я не пускаю солнечные лучи в дом, так же, как не запускаю чужой взгляд в жизнь. Я не поливаю растения на окнах, они давно завяли от недостатка тепла и света. Я не включаю огонь и даже не открываю консервы. Я размачиваю сухари в холодной воде и ем их, пока тяжесть в желудке на даст знать, что я сыт.
Оцените, насколько текст соответствует заданию. Перейдите на страницу с этим текстом и напишите, что вам нравится в нём, а что вы написали бы по-другому и почему. Постарайтесь уложиться в один комментарий:
Открыть страницу с текстомЗадание:
Написать повествование от первого лица единственного числа («Я») в настоящем времени («Есть», «Делаю»). В повествовании должна идти речь об одном дне из жизни героя. События особого значения не имеют, важно суметь рассказать о них внятно, убедительно, так, чтобы читатель понял, что и в какой последовательности происходит, но самое главное – поверил в происходящее. Автор может описывать реально существующий или вымышленный мир. Проще всего при таком формате повествования (первое лицо, единственное число, настоящее время) не придумывать для героя испытания на прочность, а наоборот – вести речь о самом заурядном дне из жизни персонажа, рассказывая о том, что происходит всегда.
Пример:
«Я просыпаюсь, встаю, одеваюсь, иду на работу, работаю, иду с работы, ем три раза, два раза чищу зубы, один раз принимаю душ, вечером раздеваюсь, ложусь, засыпаю. Все».
Текст для анализа:
Я сижу в своем крошечном убежище поджав ноги и читаю. Я люблю исторические романы, где герои являются, не только лицами из учебников, но и становятся живыми людьми со своими эмоциями, чувствами, амбициями. Прямо сейчас я представляю себя на месте различных храбрых полководцев, величественных императриц, отчаянных путешественников, мудрых старцев… В мечтах я лихо скачу на коне, сражаюсь в бою, пленяю врагов, управляю армиями или государствами. Но стоит мне оторвать взгляд от книги и посмотреть в зеркало, висящее в гардеробной, все мечты улетучиваются вмиг. Из зеркала смотрит худенькая девушка с хвостиком на макушке. Самая обыкновенная, даже не красивая. По крайней мере, я в этом уверена. м
Оцените, насколько текст соответствует заданию. Перейдите на страницу с этим текстом и напишите, что вам нравится в нём, а что вы написали бы по-другому и почему. Постарайтесь уложиться в один комментарий:
Открыть страницу с текстом[ Шаг четвертый ]: Приступаем к практике
Пришёл ваш черёд выполнять практическое задание. Вспомните теоритические материалы, ещё раз перечитайте пример (автор: ), посмотрите на ваши комментарии в блоке "Анализ текстов" и приступайте. Удачи и вдохновения!
Выполните задание
Написать повествование от первого лица единственного числа («Я») в настоящем времени («Есть», «Делаю»). В повествовании должна идти речь об одном дне из жизни героя. События особого значения не имеют, важно суметь рассказать о них внятно, убедительно, так, чтобы читатель понял, что и в какой последовательности происходит, но самое главное – поверил в происходящее. Автор может описывать реально существующий или вымышленный мир. Проще всего при таком формате повествования (первое лицо, единственное число, настоящее время) не придумывать для героя испытания на прочность, а наоборот – вести речь о самом заурядном дне из жизни персонажа, рассказывая о том, что происходит всегда.
Пример:
«Я просыпаюсь, встаю, одеваюсь, иду на работу, работаю, иду с работы, ем три раза, два раза чищу зубы, один раз принимаю душ, вечером раздеваюсь, ложусь, засыпаю. Все».
Максимальный объем: 5000 знаков с пробелами.
Еще задания в школе писателя
Внешность
Задание #1Диалог-конфликт
Задание #1Для атмосферы
Задание #1Задания выполненные другими авторами:
# | Дата и время создания | Автор | Ссылка / Заголовок | Голоса авторов | Комментарии | |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 31 марта 2024, 22:22 | oroblanco | Выполненное задание-67805 / Повествование | 0 | 2 | 0 |
2 | 14 марта 2024, 17:19 | Юлия | Выполненное задание-67515 / Повествование | +1 | 2 | 2 |
3 | 12 марта 2024, 16:33 | Вероника | Выполненное задание-67486 / Повествование | +1 | 4 | 4 |
4 | 09 марта 2024, 15:45 | Афоня | Выполненное задание-67405 / Повествование | 0 | 3 | 0 |
5 | 11 февраля 2024, 17:23 | Nelly | Выполненное задание-66889 / Повествование | +1 | 39 | 1 |
6 | 08 декабря 2023, 16:49 | oroblanco | Выполненное задание-65413 / Повествование | 0 | 60 | 0 |
7 | 09 ноября 2023, 08:59 | Евгений | Выполненное задание-64858 / Повествование | +2 | 115 | 0 |
8 | 05 октября 2023, 17:23 | oroblanco | Выполненное задание-64169 / Повествование | 0 | 114 | 0 |
9 | 10 июня 2023, 18:08 | Юный писарь | Выполненное задание-61972 / Повествование | 0 | 197 | 1 |
10 | 13 декабря 2022, 00:24 | Алмаз | Выполненное задание-57512 / Повествование | 0 | 197 | 0 |
Оцените, насколько текст соответствует заданию. Перейдите на страницу с этим текстом и напишите, что вам нравится в нём, а что вы написали бы по-другому и почему. Постарайтесь уложиться в один комментарий:
Открыть страницу с текстом