[ Повествование ]: задание "От первого лица"



Написать повествование от первого лица единственного числа («Я») в прошедшем времени («Был», «Сделал»)
Чтобы повествование получилось более динамичным, стоит использовать глаголы совершенного вида, то есть отвечающие на вопрос «Что сделал?». Глаголы несовершенного вида, то есть отвечающие на вопрос «Что делал?», лишают текст драйва, но они подходят для создания вступления, пролога к более динамичному фрагменту текста: «Я стоял (несовершенный вид) на мосту, когда пошел (несовершенный вид) дождь». Автор может рассказать об одном дне из жизни персонажа или выбрать более короткую временную дистанцию, то есть рассказать о любом эпизоде из жизни, например о походе в библиотеку, заселении в гостиницу,  проведении публичных мероприятий, заваривании чая и т.д.

     Хорошее упражнение на поиск собственной манеры изложения: попробуйте поставить в прошедшее время все глаголы из текста, написанного к заданию «Я: настоящее время», и посмотрите, что из этого получится.

     У нас получилось вот что:

Исходный текст (написан в качестве простого примера к заданию «Я: настоящее время»):

«Я просыпаюсь, встаю, одеваюсь, иду на работу, работаю, ухожу с работы, ем три раза, два раза чищу зубы, один раз принимаю душ, вечером раздеваюсь, ложусь, засыпаю. Все»

Ставим глаголы в прошедшее время и меняем их вид (с несовершенного на совершенный), где это требуется.

«Я проснулся, встал, оделся, пошел на работу, работал восемь часов, ушел с работы, в течение дня ел три раза, два раза чистил зубы, один раз принял душ, вечером разделся, лег, заснул. Все» ‑ текст пришлось дополнять новыми словосочетаниями («восемь часов», «в течение дня»), иначе он распадался, терялся смысл и стилистическая целостность фрагмента.

В крупной прозаической форме, то есть в романах, написанных от первого лица, прошедшее время часто соседствует с настоящим, поэтому потренироваться писать в каждом из них — хорошая практика для начинающего автора. 



[ Шаг первый ]: Изучаем теорию

Прочитайте теоритический материал. После прочтения переходите к следующему шагу.



[ Шаг второй ]: Примеры в мировой литературе - учимся у известных писателей

Прочитайте текст приведенный нашей редакцией для примера.

Чарльз Диккенс "Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим"

В Ярмут я приехал вечером и пошел в гостиницу. Я знал, что комната для гостей в доме Пегготи – моя комната – будет в ближайшее время занята, а быть может, великий Гость, которому все живое должно уступать место, уже перешагнул порог. Вот почему я отправился в гостиницу, пообедал там и договорился о ночлеге.
Было часов десять, когда я вышел на улицу. Почти все лавки были закрыты, и городок притих. Подойдя к «Омеру и Джорему», я увидел, что ставни затворены, но дверь в лавку еще распахнута настежь. Издали я мог разглядеть мистера Омера, курившего трубку в дверях гостиной, а потому вошел и осведомился, как он поживает

Джозеф Конрад "Сердце тьмы"

Я метался, как сумасшедший, чтобы поспеть вовремя; не прошло и сорока восьми часов, как я уже переплывал Канал, чтобы явиться к моим патронам и подписать договор. Через несколько часов я прибыл в город, который всегда напоминает мне гроб повапленный. Несомненно, это предубеждение. Я без труда разыскал контору фирмы. То было крупнейшее предприятие в городе, и все, кого бы я ни встречал, одинаково отзывались о нем. Фирма собиралась эксплуатировать страну, лежащую за морем, и извлекать из нее сумасшедшие деньги.
Узкая и безлюдная улица, густая тень, высокие дома, бесчисленные окна с жалюзи, мертвое молчание, трава, проросшая между камнями, справа и слева величественные ворота, огромные массивные двери, оставленные полуоткрытыми. Я пролез в одну из этих щелей, поднялся по лестнице, чисто выметенной, не застланной ковром и наводящей на мысль о бесплодной пустыне, и открыл первую же дверь. Две женщины – одна толстая, другая худая – сидели на стульях с соломенными сиденьями и что-то вязали из черной шерсти. Худая женщина встала и, не переставая вязать, двинулась с опущенными глазами прямо на меня; я уже хотел посторониться, уступая ей дорогу, словно она была сомнамбулой, но как раз в этот момент она остановилась и подняла глаза.


[ Шаг третий ]: Анализируем тексты других авторов

Прочитайте приведенные ниже тексты. Оцените, насколько они соответствуют заданию. Напишите под каждым текстом, что вам нравится в нём, а что вы написали бы по-другому и почему.

Задание:

Написать повествование от первого лица единственного числа («Я») в прошедшем времени («Был», «Сделал»)
Чтобы повествование получилось более динамичным, стоит использовать глаголы совершенного вида, то есть отвечающие на вопрос «Что сделал?». Глаголы несовершенного вида, то есть отвечающие на вопрос «Что делал?», лишают текст драйва, но они подходят для создания вступления, пролога к более динамичному фрагменту текста: «Я стоял (несовершенный вид) на мосту, когда пошел (несовершенный вид) дождь». Автор может рассказать об одном дне из жизни персонажа или выбрать более короткую временную дистанцию, то есть рассказать о любом эпизоде из жизни, например о походе в библиотеку, заселении в гостиницу,  проведении публичных мероприятий, заваривании чая и т.д.

     Хорошее упражнение на поиск собственной манеры изложения: попробуйте поставить в прошедшее время все глаголы из текста, написанного к заданию «Я: настоящее время», и посмотрите, что из этого получится.

     У нас получилось вот что:

Исходный текст (написан в качестве простого примера к заданию «Я: настоящее время»):

«Я просыпаюсь, встаю, одеваюсь, иду на работу, работаю, ухожу с работы, ем три раза, два раза чищу зубы, один раз принимаю душ, вечером раздеваюсь, ложусь, засыпаю. Все»

Ставим глаголы в прошедшее время и меняем их вид (с несовершенного на совершенный), где это требуется.

«Я проснулся, встал, оделся, пошел на работу, работал восемь часов, ушел с работы, в течение дня ел три раза, два раза чистил зубы, один раз принял душ, вечером разделся, лег, заснул. Все» ‑ текст пришлось дополнять новыми словосочетаниями («восемь часов», «в течение дня»), иначе он распадался, терялся смысл и стилистическая целостность фрагмента.

В крупной прозаической форме, то есть в романах, написанных от первого лица, прошедшее время часто соседствует с настоящим. 


Текст для анализа:

Я прилетел на Майорку пару дней назад. Надежды хорошо отдохнуть рухнули в первый же день. Отель оказался ужасным, мне пришлось даже немного поскандалить, чтоб выбить номер получше. Теперь мои окна не выходят во внутренний дворик, где день напролет аниматоры развлекают визжащих детей туристов. Пляжем оказался маленький участок песка, с узким выходом к морю. Даже на экскурсию на прогулочном катере я опоздал.

Задание:

Написать повествование от первого лица единственного числа («Я») в прошедшем времени («Был», «Сделал»)
Чтобы повествование получилось более динамичным, стоит использовать глаголы совершенного вида, то есть отвечающие на вопрос «Что сделал?». Глаголы несовершенного вида, то есть отвечающие на вопрос «Что делал?», лишают текст драйва, но они подходят для создания вступления, пролога к более динамичному фрагменту текста: «Я стоял (несовершенный вид) на мосту, когда пошел (несовершенный вид) дождь». Автор может рассказать об одном дне из жизни персонажа или выбрать более короткую временную дистанцию, то есть рассказать о любом эпизоде из жизни, например о походе в библиотеку, заселении в гостиницу,  проведении публичных мероприятий, заваривании чая и т.д.

     Хорошее упражнение на поиск собственной манеры изложения: попробуйте поставить в прошедшее время все глаголы из текста, написанного к заданию «Я: настоящее время», и посмотрите, что из этого получится.

     У нас получилось вот что:

Исходный текст (написан в качестве простого примера к заданию «Я: настоящее время»):

«Я просыпаюсь, встаю, одеваюсь, иду на работу, работаю, ухожу с работы, ем три раза, два раза чищу зубы, один раз принимаю душ, вечером раздеваюсь, ложусь, засыпаю. Все»

Ставим глаголы в прошедшее время и меняем их вид (с несовершенного на совершенный), где это требуется.

«Я проснулся, встал, оделся, пошел на работу, работал восемь часов, ушел с работы, в течение дня ел три раза, два раза чистил зубы, один раз принял душ, вечером разделся, лег, заснул. Все» ‑ текст пришлось дополнять новыми словосочетаниями («восемь часов», «в течение дня»), иначе он распадался, терялся смысл и стилистическая целостность фрагмента.

В крупной прозаической форме, то есть в романах, написанных от первого лица, прошедшее время часто соседствует с настоящим. 


Текст для анализа:

Вечерело. Я оглянулся вокруг. Синие сумерки сползали с гор и я решил поторопиться. Быстро собрал вещи, перевязал веревкой рюкзак и бодрым шагом пошел с места стоянки к дороге. Идти предстояло долго и я только подумал, что было бы хорошо остановить машину, как рядом со мной притормозила старенькая "восьмерка". Я с любопытством заглянул в салон и увидел усатого мужичка в кепке-аэродроме. Он улыбнулся сквозь усы и я в ответ радостно обнажил свои тридцать три белоснежных зуба в улыбке. Я тут же подумал: "Как же все это кстати..." Если бы я тогда только знал, чем это обернется.

Задание:

Написать повествование от первого лица единственного числа («Я») в прошедшем времени («Был», «Сделал»)
Чтобы повествование получилось более динамичным, стоит использовать глаголы совершенного вида, то есть отвечающие на вопрос «Что сделал?». Глаголы несовершенного вида, то есть отвечающие на вопрос «Что делал?», лишают текст драйва, но они подходят для создания вступления, пролога к более динамичному фрагменту текста: «Я стоял (несовершенный вид) на мосту, когда пошел (несовершенный вид) дождь». Автор может рассказать об одном дне из жизни персонажа или выбрать более короткую временную дистанцию, то есть рассказать о любом эпизоде из жизни, например о походе в библиотеку, заселении в гостиницу,  проведении публичных мероприятий, заваривании чая и т.д.

     Хорошее упражнение на поиск собственной манеры изложения: попробуйте поставить в прошедшее время все глаголы из текста, написанного к заданию «Я: настоящее время», и посмотрите, что из этого получится.

     У нас получилось вот что:

Исходный текст (написан в качестве простого примера к заданию «Я: настоящее время»):

«Я просыпаюсь, встаю, одеваюсь, иду на работу, работаю, ухожу с работы, ем три раза, два раза чищу зубы, один раз принимаю душ, вечером раздеваюсь, ложусь, засыпаю. Все»

Ставим глаголы в прошедшее время и меняем их вид (с несовершенного на совершенный), где это требуется.

«Я проснулся, встал, оделся, пошел на работу, работал восемь часов, ушел с работы, в течение дня ел три раза, два раза чистил зубы, один раз принял душ, вечером разделся, лег, заснул. Все» ‑ текст пришлось дополнять новыми словосочетаниями («восемь часов», «в течение дня»), иначе он распадался, терялся смысл и стилистическая целостность фрагмента.

В крупной прозаической форме, то есть в романах, написанных от первого лица, прошедшее время часто соседствует с настоящим. 


Текст для анализа:

Я подошёл к самому краю обрыва и дыхание перехватило. Нет, умирать я пока не собирался. Надо искать мост или хотя бы перекинуть бревно через это ущелье. Я отошёл назад и огляделся. Лес поступал вплотную, но после обрыва - поле без единого деревца. Как будто над этой расщелиной возвышалась стена, разделявшая землю на две части. Я толкнул плечом больное на вид дерево, но оно даже не скрипнуло. Да, так дело не пойдёт, подумал я и пошёл вдоль обрыва, в надежде найти переправу или более узкое место.


[ Шаг четвертый ]: Приступаем к практике

Пришёл ваш черёд выполнять практическое задание. Вспомните теоритические материалы, ещё раз перечитайте пример (автор: Чарльз Диккенс "Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим"), посмотрите на ваши комментарии в блоке "Анализ текстов" и приступайте. Удачи и вдохновения!

Выполните задание

Написать повествование от первого лица единственного числа («Я») в прошедшем времени («Был», «Сделал»)
Чтобы повествование получилось более динамичным, стоит использовать глаголы совершенного вида, то есть отвечающие на вопрос «Что сделал?». Глаголы несовершенного вида, то есть отвечающие на вопрос «Что делал?», лишают текст драйва, но они подходят для создания вступления, пролога к более динамичному фрагменту текста: «Я стоял (несовершенный вид) на мосту, когда пошел (несовершенный вид) дождь». Автор может рассказать об одном дне из жизни персонажа или выбрать более короткую временную дистанцию, то есть рассказать о любом эпизоде из жизни, например о походе в библиотеку, заселении в гостиницу,  проведении публичных мероприятий, заваривании чая и т.д.

     Хорошее упражнение на поиск собственной манеры изложения: попробуйте поставить в прошедшее время все глаголы из текста, написанного к заданию «Я: настоящее время», и посмотрите, что из этого получится.

     У нас получилось вот что:

Исходный текст (написан в качестве простого примера к заданию «Я: настоящее время»):

«Я просыпаюсь, встаю, одеваюсь, иду на работу, работаю, ухожу с работы, ем три раза, два раза чищу зубы, один раз принимаю душ, вечером раздеваюсь, ложусь, засыпаю. Все»

Ставим глаголы в прошедшее время и меняем их вид (с несовершенного на совершенный), где это требуется.

«Я проснулся, встал, оделся, пошел на работу, работал восемь часов, ушел с работы, в течение дня ел три раза, два раза чистил зубы, один раз принял душ, вечером разделся, лег, заснул. Все» ‑ текст пришлось дополнять новыми словосочетаниями («восемь часов», «в течение дня»), иначе он распадался, терялся смысл и стилистическая целостность фрагмента.

В крупной прозаической форме, то есть в романах, написанных от первого лица, прошедшее время часто соседствует с настоящим. 

Максимальный объем: 5000 знаков с пробелами.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы выполнить задание.

Войти Зарегистрироваться


Еще задания в школе писателя



Внешность

Создать описание внешности героя - портрет. Либо характеристику персонажа, описание его характера, особенностей его внутренней жизни. Приветствуется использование такого литературного приема как психологизм. Перейти к заданию

Диалог-конфликт

Написать диалог, участники которого конфликтуют друг с другом. Это может быть ссора, возникшая спонтанно (например, перепалка в общественном транспорте), это может быть давнее идеологическое противостояние героев или обычный горячий спор о том, что первично – курица или яйцо. Тема и повод для противостояния - любые. Перейти к заданию

Для атмосферы

Задача автора - изобразить состояние природы. Пейзаж может быть статичным или наоборот - отражать жизнь природы в динамике, например, смену времен года. Пейзаж может быть реалистичным или наоборот - отражать реалии выдуманного мира. Перейти к заданию


Задания выполненные другими авторами: