[ Полилог ]: задание "Полилог"



Полилог - разновидность диалога. В отличие от диалога, во время которого разговаривают два персонажа, в полилоге участвуют трое и более героев. Полилог буквально переводится с греческого, как «речь многих». Говорящие обмениваются репликами, развивая тему общей беседы.
Отличительной особенностью полилога становится маркирование каждой реплики, то есть обозначение того, кто говорит: «сказал Дима», «добавила Марина», «возмутился Олег», «подтверфдила Ольга».
Если в диалоге два лица могут говорить друг с другом, просто обмениваясь репликами без маркирования их автором (то есть после каждого высказывания автор не пишет, кто и что сказал), потому что читателю и так понятно, кто разговаривает, то в полилоге читатель может запутаться в репликах. И автору нужно внимательно выстраивать полилог, чтобы, с одной стороны, не нарушать внутреннюю логику беседы, а с другой —  чтобы не усложнять читателю задачу, заставляя его угадывать, кому принадлежит та или иная реплика. Для этого полилог можно разбавлять авторской речью, обозначающей действия героев.

В остальном полилог оформляется так же, как и диалог: каждая реплика персонажа начинается с новой строки, перед высказыванием ставится знак тире «—», после высказывания персонажа, ставится запятая или точка, речь автора отделяется тире  «—».

- Говорит первый персонаж. — Говорит автор.
- Говорит второй персонаж, — говорит автор.
- Говорит третий персонаж, — говорит автор, — продолжает говорить третий персонаж.

Требования, которые читатель всегда предъявляет к диалогам, в том числе и к полилогу, предельно просты: разговоры персонажей должны быть естественны, соответствовать их возрасту, социальному положению, образованию и т.д. Сейчас, во время оттаивания навыка писать естественные полилоги, раскрытие темы беседы может быть не так важно, как сама техника исполнения беседы. Умение переключаться между репликами персонажей, держать нить беседы.
Мы уверены, что у вас все получится. Вперед!



[ Шаг первый ]: Изучаем теорию

Прочитайте теоритический материал. После прочтения переходите к следующему шагу.



[ Шаг второй ]: Примеры в мировой литературе - учимся у известных писателей

Прочитайте текст приведенный нашей редакцией для примера.

Андрей Аствацатуров "Не кормите и не трогайте пеликанов"

– Как тебе удалось деньги из него выцарапать? – спросил Погребняк.
На худом, покрытом морщинами лице Лёни Гвоздева заиграла довольная ухмылка, татарские глаза весело сузились.
– Проще пареной репы…
Мы втроем сидели в ресторане на Васильевском и отмечали нашу первую зарплату. Сделали заказ и теперь ждали, когда принесут салат и водку.
– Вы оба, – Гвоздев для пущего эффекта зажег сигарету, – просто не знаете, как с такими красавцами разговаривают творческие люди. Слушайте!
– Давай, Лёня, рассказывай, – поторопил философ-постмодернист. – Творческий ты наш…
– Короче, – начал Гвоздев. – Явился я в приемную. Там, короче, секретарша Зоя. Она мне, кстати, сразу понравилась. Сиськи – во!
Гвоздев показал руками.
– Во-первых, – остановил я его, – не надо такие вещи на себе показывать. А во-вторых, давай не про сиськи, это неинтересно.»

«– Почему? – воодушевился вдруг Погребняк. – Мне, например, очень интересно.
Гвоздев затянулся сигаретой.
– Короче, – снова начал он. – Прихожу я. Представился в приемной, что, мол, я к Геннадию Палычу, так, мол, и так, зовут – Леонид Гвоздев, художник, член-многочлен творческих союзов, лауреат премий. “Вас пригласят”, – говорит эта Зоя. Посидел-подождал, Зою поразглядывал. “Какие, говорю, у вас, Зоя… ну, эти… в смысле… планы на вечер?” Но тут меня вызвали. Захожу, короче, в кабинет Геннадий Палыча, а там, мужики… охренеть! Дубовый стол, огромный такой, размером с теннисный, резные кресла, старинный паркет, да еще ковер на полу. Короче, бабла потрачено – караул…
– Да мы знаем, Гвоздев, – сказал я устало. – Бывали. Ты давай лучше дело говори…
Гвоздев потушил сигарету.
Явилась официантка с салатами на подносе и графином водки.
– О! – обрадовался Гвоздев. – Очень кстати, девушка.
Он разлил водку.
– За вас, мужики!
Мы выпили.

Лев Толстой "Война и мир"

 – Когда я имел счастье видеть в последний раз блаженной и печальной памяти герцога Энгиенского, – начал виконт с изящной грустью в голосе, оглядывая слушателей, – он в самых лестных выражениях говорил о красоте и гениальности великой Жорж. Кто не знает этой гениальной и прелестной женщины? Я выразил свое удивление, каким образом герцог мог узнать ее, не быв в Париже эти последние годы. Герцог улыбнулся и сказал мне, что Париж не так далек от Мангейма, как это кажется. Я ужаснулся и высказал его высочеству свой страх при мысли о посещении им Парижа. "Сударь, – сказал я, – бог знает, не окружены ли мы здесь изменниками и предателями и не будет ли ваше присутствие в Париже, как бы тайно оно ни было, известно Буонапарте?" Но герцог только улыбнулся на мои слова с рыцарством и отважностью, составляющими отличительную черту его фамилии.
 – Дом Конде – ветка лавра, привитая к дереву Бурбонов, как говорил недавно Питт, – сказал монотонно князь Василий, как будто он диктовал какому-то невидимому писцу.
 –  Господин Питт очень хорошо выразился, –  лаконически прибавил его сын Ипполит, решительно поворачиваясь на кресле туловищем в одну, а ногами в противоположную сторону, торопливо поймав лорнетку и устремив сквозь нее свой взгляд на родителя.
 –  Одним словом, –  продолжал виконт, обращаясь преимущественно к красавице княжне, которая не спускала с него глаз, –  я должен был оставить Этенгейм и узнал уже потом, что герцог, увлеченный своею отвагой, ездил в Париж, делал честь мадемуазель Жорж не только восхищаться ею, но и посещать ее.
–  Но у него была сердечная привязанность к принцессе Шарлотте де Роган Рошфор, –  горячо перебила Анна Павловна. –  Говорили, что он тайно был женат на ней, –  сказала она, видимо, испуганная будущим содержанием рассказа, который ей казался слишком вольным в присутствии молодой девушки.
–  Одна привязанность не мешает другой, –  продолжал виконт, тонко улыбаясь и не замечая опасений Анны Павловны. –  Но дело в том, что мадемуазель Жорж прежде своего сближения с герцогом пользовалась сближением с другим человеком.
Он помолчал.
–  Человека этого звали Буонапарте, –  произнес он, с улыбкой оглянув слушателей.
Анна Павловна, в свою очередь, оглянулась беспокойно, видя, что рассказ делается опаснее и опаснее.
–  Так вот, –  продолжал виконт, –  новый султан из "Тысячи и одной ночи" не пренебрегал частенько проводить свои вечера у самой красивой, самой приятной женщины во Франции. И мадемуазель Жорж, –  он помолчал, пожав выразительно плечами, –  должна была превратить необходимость в добродетель. Счастливец Буонапарте приезжал обыкновенно по вечерам, не назначая своих дней.
–  Ах! Я предвижу, и мне становится жутко, –  пожимая полными и гибкими плечиками, сказала маленькая хорошенькая княгиня.
Пожилая дама, сидевшая весь вечер подле тетушки, перешла к кружку рассказчика, покачав головою и улыбнувшись значительно и грустно.
–  Это ужасно, не правда ли? –  сказала она, хотя, очевидно, и не слыхала начала истории. На неуместность ее замечания и на нее саму никто не обратил внимания.
Князь Ипполит объявил быстро и громко:
–  Жорж в роли Клитемнестры удивительна!
Анна Павловна молчала и находилась в беспокойстве, не решив еще окончательно в своем уме, прилично или неприлично было то, что рассказывал виконт. С одной стороны –  вечерние посещения актрис, с другой стороны –  ежели уж виконт де Мортемар, родственник Монморанси через Роганов, лучший представитель Сен-Жерменского предместья, в гостиной будет говорить неприлично?сти, то кто же, наконец, знает, что прилично и неприлично?
–  В один вечер, –  продолжал виконт, оглядывая слушателей и оживляясь, –  Клитемнестра эта, прельстив весь театр своею удивительною передачей Расина, возвратилась домой и думала отдохнуть от усталости и волнения. Она не ждала султана.
Анна Павловна вздрогнула при слове "султан". Княжна опустила глаза и перестала улыбаться.
–  Как вдруг служанка доложила, что бывший виконт Рокрой желает видеть великую актрису. Рокрой –  так называл себя герцог. Он был принят, –  прибавил виконт и, помолчав несколько секунд, чтобы дать понять, что он не все рассказывает, что знает, продолжал: –  Стол блестел хрусталем, эмалью, серебром и фарфором. Стояли два прибора, время летело незаметно, и наслаждение...
Неожиданно в этом месте рассказа князь Ипполит произвел странный громкий звук, который одни приняли за кашель, другие за сморканье, мычанье или смех, и стал торопливо ловить упущенный лорнет. Рассказчик удивленно остановился. Анна Павловна испуганно перебила описание наслаждений, которые с таким вкусом описывал виконт.
–  Не томите нас, виконт, –  сказала она.
Виконт улыбнулся.
–  Наслаждение превращало часы в минуты, как вдруг послышался звонок, и испуганная горничная, дрожа, прибежала объ?явить, что звонит страшный бонапартовский мамелюк и что ужасный господин его уже стоит у подъезда...
–  Прелестно, –  прошептала маленькая княгиня, втыкая иголку в работу, как будто в знак того, что интерес и прелесть истории мешают ей продолжать работу.
Виконт оценил эту молчаливую похвалу и, благодарно улыбнувшись, хотел продолжать, когда в гостиную вошло новое лицо и произвело необходимую остановку.

 

[ Шаг третий ]: Анализируем тексты других авторов

Прочитайте приведенные ниже тексты. Оцените, насколько они соответствуют заданию. Напишите под каждым текстом, что вам нравится в нём, а что вы написали бы по-другому и почему.

Задание:

Создать усложненную версию диалога – полилог, то есть разговор, в котором участвуют три и более персонажей. Например, коллеги по работе, студенты одной учебной группы, одноклассники, пассажиры поезда, туристы на стоянке, директора на совещании, бизнесмены на конференции и т.д. Для упрощения работы зададим тему – пусть участники полилога пребывают в ожидании чего-нибудь (конца рабочего дня, появления преподавателя или контролера, прибытия парома, начала банкета или выступления министра финансов и т.д.). Дождутся герои или нет – решать автору. При прочтении должно быть понятно кто участвует в диалоге.


Текст для анализа:

Четверо молодых мужчин смотрели на часы в башне старого вокзала. Их подруги задерживались, и кавалеры решили обсудить эту, к счастью, не обыкновенную ситуацию. Мобильные средства связи имелись у каждого, всего-то и требовалось набрать номерок. - Я полагаю, они встретили другую, внештатную, особу и сейчас воркуют на довольном языке о нас, ожидающих, - взял вступительное слово Олег Николаевич, физик по образованию и самый младший участник сплочённого мужского коллектива, - где-нибудь между «девочки, нам пора идти» и «о! пять минут в запасе! ну надо же!». - Полагать - это одно, а располагать, Олег, другое. Ты располагаешь будничный опыт на географической карте их потенциальных мест релаксации, а она у тебя просто контурная. Пять минут превращаются исключительно в выбор, который полагает, что есть пять минут, - сказал Иван, а потом подумал, как будет располагать фантомный автор глагол «сказал» в составлении речи персонажей. Можно говорить, говорить, да не «сказать» в итоге ни разу. - Пять минут уже разделены рабочим процессом на операции внутри цикла смены, - Толик оперировал фактами из повседневности, - стараешься выполнить к сроку. Успеть. А девчонки уже на подходе. Я прямо чувствую накал страстей в обсуждении ими выходного приключения за город... - Чувствую, как на табло в скором времени появится оповещение о задержке нашей электрички, - вывел мысль на потенциальное обсуждение Илья и вернулся к основной теме. - Что? - Ваня пропустил всё и ничего. Когда слышишь, а суть произнесённого накроет позже. - Они зашли в магазин, - повторил Илья, - купить нечто особенное. И не более. Очередь на кассе. - Ну да, километровая. Они ждут, их глазки встречаются наконец-то со жвачками, мятными и фруктовыми. Часики тикают. Всего лишь один покупатель остался до их черёда. А-а-а! Столько ж мяты вокруг! - Олег хлопнул ладонью по лбу и медленно спустил её по лицу. - Как же мне это знакомо. - Нет, нет, нет, - Толик и палец указательный правой руки в интенсивном махании подключил к разговору, - барышни ну явно что-то забыли дома. - Тогда бы позвонили, Толя, - рассудил Илюха, - и предупредили. Задерживается. На табло действительно высветилось сообщение об опоздании пригородного поезда. Тут-то Иван и воскликнул: - Особа! Мариша упомянула про знакомую, она будет ехать этим рейсом. Дама звонит и извещает других дам о таком-то положении вещей. А? Да, Маришка... Ага... Замечательно. Убрав телефон в карман, Иван выдержал загадочную паузу. Вот он - момент! - Подруги здесь. Только у фонтана. Жара такая на улице, ни облачка... Осадки задерживаются.

Задание:

Создать усложненную версию диалога – полилог, то есть разговор, в котором участвуют три и более персонажей. Например, коллеги по работе, студенты одной учебной группы, одноклассники, пассажиры поезда, туристы на стоянке, директора на совещании, бизнесмены на конференции и т.д. Для упрощения работы зададим тему – пусть участники полилога пребывают в ожидании чего-нибудь (конца рабочего дня, появления преподавателя или контролера, прибытия парома, начала банкета или выступления министра финансов и т.д.). Дождутся герои или нет – решать автору. При прочтении должно быть понятно кто участвует в диалоге.


Текст для анализа:

– Сколько можно ждать этот чёртовый поезд!? – возмущался вожатый. – Долго. Поезд ведь уже опоздал, – ответил мальчик с часами на запястье. – Может, пересесть на другой поезд? – предложил чёрный кот и запрыгнул на голову вожатого. – Не успеем, – послышался в ответ голос юноши с часами. Среди компании подростков и их животных росло негодование. – Давайте просто домой вернёмся, а? – закатил глаза лис, ложась на асфальт. – Поддерживаю, – проговорил рыжий кот и лёг возле лиса. Наконец, прибыл долгожданный поезд. Вся компания облегчённо вздохнула, ища свои места.

Задание:

Создать усложненную версию диалога – полилог, то есть разговор, в котором участвуют три и более персонажей. Например, коллеги по работе, студенты одной учебной группы, одноклассники, пассажиры поезда, туристы на стоянке, директора на совещании, бизнесмены на конференции и т.д. Для упрощения работы зададим тему – пусть участники полилога пребывают в ожидании чего-нибудь (конца рабочего дня, появления преподавателя или контролера, прибытия парома, начала банкета или выступления министра финансов и т.д.). Дождутся герои или нет – решать автору. При прочтении должно быть понятно кто участвует в диалоге.


Текст для анализа:

Четверо эрян осторожно приблизились к неподвижному лежачему объекту с установлением дистанции, утверждённой правилами техники безопасности при обнаружении материальных либо эфирно-энергетических областей. Он находился на плотном песчаном грунте, под полупрозрачным куполом, который образовали ветви-щупальца желеобразных деревьев. Жители Сизой Планеты, а именно эти путевые обходчики, просканировали то, что до начала простейшей исследовательской операции участники мысленно, каждый про себя и с ясностью друг для друга, определили в категорию «Субъект». - Ждём прибытия знатоков из центра, я сообщил о находке, - Рью, управленец группы, начертил на грунте платиновым грифелем перед собой дугу, выгнутую вовнутрь его тела. То же самое сделали остальные. Из серебристой линии появились мельчайшие ромбические частицы. Делением они создавали подобия. Неисчислимое множество сохраняло высокую скорость движения кверху и ткало голубоватое полотно к скрещиванию потоков над инородным телом. - Пусть гость расскажет о себе столько, сколько мы ещё о нём не знаем. Разрешаю использовать вербальную связь. - А что за великая тайна, Рью? - Тью не очень любил свой хрипловатый голос, но применял охотно, не всё же мыслями обмен. - Под внешней вздутой упаковкой внутренняя функционирует - к нам прибыл посланник Земли в пепельно-скромном скафандре. - Просочился в дивный мир, от глаз людских сокрытый... - Фью коснулся острым кончиком раздвоенной верхней конечности нежного структурой, разведывательного течения, - наверное, в надежде на удачу. Ха-ха. Этот земной марсианин случайно, естественно, как же иначе, наткнулся на тайный портал. - Фью, не твой ли предок участвовал в его разработке и последующей установке? - Рью нравилось слушать шелестение наружных слов. Он сравнивал их с розовыми лепестками, бегущими от ласки ветра по серым тропинкам меж полей в межсезонье. - Да, ты прав, старший. Также архитектор настоятельно советовал закрыть, уничтожить, вход в иные просторы после того, как последний из современников прошлого покинет завядшую обитель. Марсом наречённую не нами. - Но им изредка пользуются, - Тью известно о нескольких похожих, с малой долей морфологического отличия, пропускных пунктах на некоторых других шаровидных формах Млечного Пути. Тью приходилось по воле избранной стези пересекать пороги. - Порталы, которые мне знакомы, опечатаны. Не войти, не выйти. Всё. Ключи расщеплены. - Всё верно, Тью-путешественник, - Рью подмигнул компании верхним агатовым глазом, нижний, что под ним, довольно улыбался, - отправлены в небытие. Целесообразнее взять под контроль одни врата, не так ли? - И вот что из этого получилось, - Фью, словно в замедленной съёмке, махнул двумя, говоря языком человеческим, руками в сторону пришлого представителя в бессознательном состоянии, - сюрприз. Для нашей новой дара-цитадели. Что станет с ним, Рью? - Его имя Хью. - Лью предпочитал ментально-коммуникабельную деятельность без задействования голосовых образований. Но если сказать, почему бы не тем, кто желает его выражения слуху. - Он слишком далеко отошёл от базы. По Марсу бродит вторую неделю. Впервые на красной планете. Отклонился от курса. Помнит, как почувствовал притяжение. Как ощущал долгий полёт. Как белёсые лучи нашего Светила лизнули сетчатку, а желейные ветви мягко подхватили и опустили на грунт. Он скоро проснётся. Мы должны петь ему колыбельные. Пусть потоки журчат. - Лью, а мнение о будущем пришельца? - Задав вопрос, Рью обратил к одному интерес ото всех. - Будет ли оно звучать в унисон для нас? - Ожидаете гуманности от специалистов? Она возможна. Из соображений безопасности я бы лично опечатал портал навсегда. Если дверь открыта, в неё могут зайти. Природа врат и до нынешних вех не изучена полностью. Эта живая почва с потенциалом к развитию. Иноземное на благодатной поверхности Эры впервые за сотни лет. Технологиям нашей цивилизации подвластны воспоминания Хью. - Поколдовать над ними, чтобы ни о чём, - продолжает Фью, - и отослать обратно. - Оборвать все нити с параллелью, - произнося предложение, Тью устремляет взор к трём светящимся точкам на аквамариновом небосводе в сумеречный промежуток времени. - Великими трудами и величеством Случайностью нам открылась смежная Вселенная. Благоухающая Эра. Вселенная, в которой три, реальных, как и Эра, отрадных плоти человеческой, Земли. Так близко. Сон, Хью, то был сон, Хью. Из соображений безопасности.


[ Шаг четвертый ]: Приступаем к практике

Пришёл ваш черёд выполнять практическое задание. Вспомните теоритические материалы, ещё раз перечитайте пример (автор: Андрей Аствацатуров "Не кормите и не трогайте пеликанов"), посмотрите на ваши комментарии в блоке "Анализ текстов" и приступайте. Удачи и вдохновения!

Выполните задание

Создать усложненную версию диалога – полилог, то есть разговор, в котором участвуют три и более персонажей. Например, коллеги по работе, студенты одной учебной группы, одноклассники, пассажиры поезда, туристы на стоянке, директора на совещании, бизнесмены на конференции и т.д. Для упрощения работы зададим тему – пусть участники полилога пребывают в ожидании чего-нибудь (конца рабочего дня, появления преподавателя или контролера, прибытия парома, начала банкета или выступления министра финансов и т.д.). Дождутся герои или нет – решать автору. При прочтении должно быть понятно кто участвует в диалоге.

Максимальный объем: 5000 знаков с пробелами.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы выполнить задание.

Войти Зарегистрироваться


Еще задания в школе писателя



Внешность

Создать описание внешности героя - портрет. Либо характеристику персонажа, описание его характера, особенностей его внутренней жизни. Приветствуется использование такого литературного приема как психологизм. Перейти к заданию

Диалог-конфликт

Написать диалог, участники которого конфликтуют друг с другом. Это может быть ссора, возникшая спонтанно (например, перепалка в общественном транспорте), это может быть давнее идеологическое противостояние героев или обычный горячий спор о том, что первично – курица или яйцо. Тема и повод для противостояния - любые. Перейти к заданию

Для атмосферы

Задача автора - изобразить состояние природы. Пейзаж может быть статичным или наоборот - отражать жизнь природы в динамике, например, смену времен года. Пейзаж может быть реалистичным или наоборот - отражать реалии выдуманного мира. Перейти к заданию


Задания выполненные другими авторами:


Автор Ссылка / Заголовок Голоса авторов
oroblanco Выполненное задание-66454 / Полилог +1 59
Юный писарь Выполненное задание-62496 / Полилог 0 173
oroblanco Выполненное задание-60910 / Полилог 0 208
Полина Выполненное задание-60372 / Полилог 0 269
Рия Мано Выполненное задание-56314 / Полилог +2 245
oroblanco Выполненное задание-55451 / Полилог +1 265
Станислав Выполненное задание-52919 / Полилог 0 276
Дмитрий Выполненное задание-50725 / Полилог +1 332
Дмитрий Выполненное задание-50714 / Полилог +2 333
Дмитрий Выполненное задание-50712 / Полилог +1 352


Добавить прозу
Добавить стихи
Запись в блог
Добавить конкурс
Добавить встречу
Добавить курсы