[ Пишем вступление ]: задание "Захватывающее вступление"
Вступление или зачин – это начало художественного текста, дверь в произведение. Подчас именно от умело написанного вступления зависит решение читателя о выборе книги: если зачин увлек, текст будет прочитан, а если несколько первых абзацев или тем более страниц не смогли удержать внимание читателя, то книга откладывается до лучших времен. Гладко и увлекательно написанные первые предложения сразу же погружают в сюжет, создают рамку художественного мира, служат рекламой дальнейшему тексту. Вспомните: за плечам у каждого есть читательский опыт, когда приступаешь к новой книге и вдруг ловишь себя на мысли о том, что одолел уже несколько страниц, но так и не понял, о чем там говорится, не увлекся и вообще не помнишь, о чем только что прочитал. И дело вовсе не в отвлекающих мыслях, хотя они тоже рассеивают внимание. Но такие мысли будут у читателя всегда. Задача вступления книги – настолько заинтересовать читателя, чтобы все посторонние мысли улетучились, и он подпал под обаяние сюжета.
Пространные вступления на двадцать страниц в духе Жюля Верна для сегодняшнего темпоритма чтения – непозволительная роскошь. Для авторов бестселлеров это приемлемо, но вот новичку, штурмующему книжный рынок, к такому приёму прибегать не с руки. Но практика чтения показывает, что и переизбыток информации в зачине не способствует вовлечению читателя. Рассказать сразу обо всех сюжетных линиях – не лучшая выдумка. Читателю нужен крючок, на который удастся поймать его внимание, а также постепенное погружение в художественный мир. Если перегрузить его деталями и частностями, он забуксует.
Количественных требований к вступлению нет никаких – автор сам определяет объем фрагмента, который будет открывать повествование. Это могут быть несколько абзацев или несколько страниц. Вступление крупной формы очевидно будет отличаться от зачина рассказа, в котором весь сюжет разворачивается на десятке страниц.
Вступление, которое захватывает
Выбор эпизода для начала текста должен быть сделан в пользу такого фрагмента, который увлечет и заинтересует читателя. Сделайте читателю интересно прямо с первых строк, и он ответит сторицей, прочитав ваш роман или рассказ до финала. В этом задании в качестве примеров предложены романы, которые увлекают буквально с первых предложений. Неожиданные факты, обещание невероятных событий, забавные сценки — все это располагает к тексту и заставляет нас читать дальше. Еще больше впечатляющих зачинов вы найдете в нашем тексте «Поражаем с первых строк» (ссылка ниже). Учитесь у профессиональных писателей — они большие мастера по завлечению в свой мир. Они не стесняются использовать вступление в качестве рекламного щита, на котором будто написано: «я умею удивлять, со мной не будет скучно, просто читай дальше».
[ Шаг первый ]: Изучаем теорию
Прочитайте теоритический материал. После прочтения переходите к следующему шагу.
[ Шаг второй ]: Примеры в мировой литературе - учимся у известных писателей
Прочитайте текст приведенный нашей редакцией для примера.
Владимир Сорокин "Манарага"
13 марта
Вечер: шашлык из осетрины на “Идиоте”. Роман полноценный, второго среднего веса, 720 граммов, 509 страниц, бумага веленевая, цельнотканевый коленкоровый переплет. Вполне хватило на восемь шампуров.
Как и было обговорено, клиент + семеро гостей восседали вокруг жаровни. Естественно, не только чтобы убедиться, что я жгу именно первое издание, книгу за 8700 фунтов, а не подменил ее каким-нибудь северным детективом XXI века про сто пятьдесят оттенков посредственности. Они хотели искусства. И получили его.
Все, все соответствовало. Я был на высоте.
Хотя только book’n’griller знает, сколько в его работе подводных камней. Это – наша внутренняя кухня. Романы, как известно, печатались на разной бумаге. И гореть она может по-разному. Возможны как тление, так и вспышки, с последующим воспарением листов и прилипанием их к мясу или кружением над головами клиентов. В наших жаровнях есть специальные воздушные насосы, способные остановить воспарение горящей и отгоревшей бумаги. Но ими пользуются в основном начинающие. Настоящий мастер должен работать руками и головой. Эти насосы умаляют не только пламя, но и зрелище. Вместе с воздухом они отсасывают презентабельность. А книга должна быть яркой: пылать и поражать. Опытный мастер обязан просчитать весь процесс как шахматную партию и хладнокровно балансировать над пропастью. Переплет, каптал, коленкор, картон, марлевые клапаны, пеньковый шнур, закладки, казеиновый клей, засушенные цветочки, книжные вши, клопы или тараканы в корешке – все это скрыты е угрозы. Их необходимо учитывать. Однажды у одного повара вспыхнула микропленка, вделанная в корешок в середине XX века. У другого были проблемы с антроподермическим переплетом “120 дней Содома”. Все, все возможно… Малейшая оплошность, неуверенность или самоуверенность – и катастрофа неизбежна. Моя профессия сопряжена с риском. В лучшем случае это потеря денег, вино в лицо, удары дорогой посудой по голове. В худшем – мягкая , а зачастую и твердая пуля. Теперь уголовники все чаще заказывают букинистические пиры. А после войны Европа кишит оружием. Сегодняшний немец – эхо золотой довоенной эпохи.
Артур Хейли "Менялы"
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
1
Многих еще долго будут мучить воспоминания о тех двух днях в начале октября.
Во вторник Бен Росселли – президент банка «Фёрст меркантайл Америкен» – сообщил страшное известие, которое не только изменило общую ситуацию в банке, но и получило широкий резонанс за его пределами.
На следующий день, в среду, на «флагманском корабле» банка – в его центральном отделении – был обнаружен вор, и это событие тоже повлекло за собой череду непредвиденных событий, результатом которых стали разорение, трагедия и смерть.
Итак, по порядку.
Евгений Водолазкин "Авиатор"
Говорил ей: в холода носи шапку, иначе отморозишь уши. Посмотри, говорил, сколько сейчас прохожих без ушей. Она соглашалась, мол, да-да, надо бы, но не носила. Смеялась над шуткой и продолжала ходить без шапки. Такая вот картинка всплыла в памяти, хотя о ком здесь идет речь – ума не приложу.
Или, допустим, вспомнился скандал – безобразный, изнурительный. Непонятно где разыгравшийся. Обидно то, что начиналось общение хорошо, можно сказать, доброжелательно, а потом слово за слово все переругались. Главное, самим же потом стало удивительно – почему, зачем?
Кто-то заметил, что часто так бывает на поминках: часа полтора говорят о том, каким покойник был хорошим человеком. А потом кто-то из пришедших вспоминает, что был покойник, оказывается, не только хорошим. И тут, как по команде, многие начинают высказываться, дополнять – и мало-помалу приходят к выводу, что был он, вообще-то, первостатейным мерзавцем.
Или совсем уж фантасмагория: кому-то дают по голове куском колбасы, и вот этот человек катится по наклонной плоскости, катится и не может остановиться, и от этого качения кружится голова…
Моя голова. Кружится. Лежу на кровати.
Где я?
[ Шаг третий ]: Анализируем тексты других авторов
Прочитайте приведенные ниже тексты. Оцените, насколько они соответствуют заданию. Напишите под каждым текстом, что вам нравится в нём, а что вы написали бы по-другому и почему.
Задание:
Текст для анализа:
Москва — вечное моё пристанище. Я стою на крыльце собора Василия Блаженного — сегодня «дежурю» здесь — и сухой июльский ветер шевелит волосы у меня на макушке. Толпы людей разбрелись по собору, не подозревая, что я жадно ловлю силу их бесконечного живого движения. Наблюдать за людьми, по роду моей службы стало, как говорят в нынешнем веке «профессиональной привычкой». Мимо проходит девушка — чу́дная такая. Пшеничные волосы, огромные карие глаза, лёгкое светлое платье обхватывает её тонкий стан . Всё-таки мне очень по душе теперешняя женская одежда. Провожаю девушку долгим взглядом, как вдруг она останавливается напротив и поворачивается прямо в мою сторону, будто что-то услышав. Ветер откинул назад её сияющие пряди, а я так и обмер. Однако она всего лишь порылась в сумочке и достала жужжащий телефон. Несмотря на то, что лишнее внимание сейчас мне только навредит, меня охватила досада. Чёртовы мобильники. А вот грузный старик ведёт за руку мальчика лет пяти и что-то добродушно ему рассказывает. Мальчик крутит головёнкой по сторонам, рассматривая роспись на стенах, и деда не слушает, потому что его увлекает то, что он видит. Я смотрю на них и по губам пробегает улыбка. Меня дети всегда умиляли, только вот теперь к этому чувству примешивается жгучая тоска, ведь я так и не увидел, как росли мои сыновья. Потому что я умер больше четырех веков назад.
[ Шаг четвертый ]: Приступаем к практике
Пришёл ваш черёд выполнять практическое задание. Вспомните теоритические материалы, ещё раз перечитайте пример (автор: Владимир Сорокин "Манарага"), посмотрите на ваши комментарии в блоке "Анализ текстов" и приступайте. Удачи и вдохновения!
Выполните задание
Задача автора — написать захватывающее вступление. То есть создать такое начало книги, которое полностью завладеет вниманием читателя, заставит его с нетерпением ждать продолжения. Поскольку речь идет о тренировке, разрешается пускать в ход самые невероятные идеи и литературные ходы (но в рамках приличия и действующего законодательства). Главное — поймать читательское внимание на крючок вашего текста.Максимальный объем: 5000 знаков с пробелами.
Еще задания в школе писателя
Внешность
Диалог-конфликт
Динамичное вступление
Задания выполненные другими авторами:
# | Дата и время создания | Автор | Ссылка / Заголовок | Голоса авторов | Комментарии | |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 09 декабря 2024, 17:38 | Елена Самарина [Дёготь] | Выполненное задание-72949 / Пишем вступление | 0 | 0 |
Оцените, насколько текст соответствует заданию. Перейдите на страницу с этим текстом и напишите, что вам нравится в нём, а что вы написали бы по-другому и почему. Постарайтесь уложиться в один комментарий:
Открыть страницу с текстом