[ Описание пейзажа ]: задание "Для атмосферы"



Пейзаж — изображение состояния природы и окружающего мира в целом. Пейзаж — это одна из разновидностей описания , которая может придать тексту зрительную выразительность, выпуклость, реалистичность, создать у читателя эффект присутствия.
Пейзаж — это не только изображение, собственно природы, то есть ландшафта или местной растительности, но и описание стихий, динамичных явлений окружающего мира (смена времен года, извержение вулкана, ливень, снегопада и т.д.), городской среды. Когда Достоевский в «Преступлении и наказании» описывает петербургские трущобы — это тоже пейзаж.

Для чего автору вообще нужен пейзаж? Во-первых, он создает экспозицию, выступает декорацией, в которой разворачивается действие. Во-вторых, отражает эмоциональный фон происходящего. В-третьих, выступает сюжетообразующим фактором, то есть на пейзаж, состояние природы, изменения в ней и т.д. — завязан сюжет. Например, в уже упомянутом «Преступлении и наказании» художественный мир, созданный с помощью пейзажей,  настолько невыносим, что он угнетающе действует на уже воспаленный разрушительными идеями мозг Раскольникова. И вся та мерзость, которую он наблюдает на улицах, только усиливает его горячку.
А в повести Туве Янссон «Когда прилетит комета» завязкой становится грядущая гибель мира из-за столкновения Земли с кометой, приближение которой изменяет привычные условия жизни. Эсхатологичные пейзажи становятся рамкой для действий персонажей.



[ Шаг первый ]: Изучаем теорию

Прочитайте теоритический материал. После прочтения переходите к следующему шагу.



[ Шаг второй ]: Примеры в мировой литературе - учимся у известных писателей

Прочитайте текст приведенный нашей редакцией для примера.

Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"

…На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — все это разом неприятно потрясло и без того расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных… и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины

Туве Янссон «Когда прилетит комета»

Перед ними простиралось мертвое морское дно. При виде его хотелось плакать. Прекрасные водоросли, когда-то качавшиеся в прозрачной воде, валялись теперь мертвые и плоские, рыбы обреченно бились в редких уцелевших лужицах. Запах стоял отвратительный. Повсюду задыхались медузы и мелкие рыбешки, и Снорочка бегала туда-сюда, сталкивая их в лужи.

Джон Апдайк "Кентавр"

Я повернул голову и, стряхнув сон, посмотрел в окно. Морозные узоры стлались низом по закраинам верхних стекол. Утреннее солнце расцветило красноватыми бликами стерню большого поля за немощеной дорогой. Дорога была розовая. Обнаженные деревья с солнечной стороны отсвечивали белым; ветви их отливали удивительным красноватым тоном. Все кругом сковал мороз; сдвоенные нити телефонных проводов словно вмерзли в льдистую синеву неба. Был январь. Понедельник.

[ Шаг третий ]: Анализируем тексты других авторов

Прочитайте приведенные ниже тексты. Оцените, насколько они соответствуют заданию. Напишите под каждым текстом, что вам нравится в нём, а что вы написали бы по-другому и почему.

Задание:

Задача автора в этом задании — создать изображение природы статичное или в динамике, классическое изображение ландшафта, городской среды, стихии для создания настроения у читателя. Главное, чтобы пейзаж создавал нужный автору эмоциональный фон. Впечатлял и будоражил или наоборот — расслаблял и умиротворял.


Текст для анализа:

Сумерки на планете Свеч всегда приходили внезапно. Замечательно! Чтобы проще мне их описывать, ждать себя долго не заставили. Весь равнинный пейзаж заволокло мокроватым и синеватым туманом, а он, кстати, слизывает колоски надземного ржаво-фиолетового огня из твердокаменных вздутий на мелкозернистой кварцевой поверхности! Чтобы самому начать блекло светиться миллионами разорванных в звёзды пламенных кисточек, проточных непосредственно от ядра Свеч. Иногда одиночество предпринимает болезненные попытки выдавить мои последние глаза, и тогда-то кружусь в тумане, пропитываюсь влагой и упрямым доказательством отсутствия жизни в нём. Жаль. Не ежедневно, но реже, реже. Черствею. Гуляю в глуховатом на звуки сумеречном периоде, спотыкаюсь. Да вот же оно! Колышком отмечено место постоянного, хочется надеяться, лежбища угольного сердцевидного валуна! Сумерки Свеч – река с крайне медлительным течением. Поэтому валун движется медленно, верно. И я не задыхаюсь в ней, сумеречное пограничное производное между тем да этим.

Задание:

Задача автора в этом задании — создать изображение природы статичное или в динамике, классическое изображение ландшафта, городской среды, стихии для создания настроения у читателя. Главное, чтобы пейзаж создавал нужный автору эмоциональный фон. Впечатлял и будоражил или наоборот — расслаблял и умиротворял.


Текст для анализа:

Январское утро. Солнце еще низко, полосато пробивается сквозь голый лиственник и вечно зеленый ельник. Лес молчит. Редкое затишье для горной низины, обычно наполненной ветреным гулом - похожим то на тихие стоны, то на жуткое завывание неведомых духов. Но сегодня тихо. Это не молчание перед бурей – небо безоблачное, до краев залитое чуть белёсой синевой. Скорее умиротворение, словно горная фауна заключила перемирие с ветрами и дождями – непокорными, напористыми. Отдохнем, помолчим, еще повоюем… Ни ветерка, ни поземки. Не слышно глухого стука скальных камней, скатывающихся к подножью отвесной скалы, не шуршат опавшие листья. К зиме они почти потеряли свое разноцветие, превратившись в бурую массу. Скоро смешаются с почвой, удобрив её, помогая весенним цветам и травам набрать силу и рост. Январь в этом году – бесснежный и теплый. Да и осень, уже в сентябре льющая красную-оранжевую акварель на городскую зелень, здесь, в реликтовых горах, даже к зиме не завершила свою работу художника. Вечнозеленый плющ, ничуть не поблекший, крепко и плотно обвивает мощные стволы дубов, гладких грабов и кленов. Его пестрая, плотно-глянцевая листва торжествует, празднуя свое вечное лето. Упругий мох мягко покрывает узловатые корни причудливой формы. Махровый, сочно-зеленый от обилия горной влаги, он так и манит путников пройтись ладонями по его пушистому ворсу. В узком разломе ржавого скальника едва слышно бежит ручей. По обыкновению, бурный, сейчас он вьется тонкой ниточкой – потерял силу после засушливого лета, оголив почти до блеска отполированное водой, узкое каменное русло. Гармония…

Задание:

Задача автора в этом задании — создать изображение природы статичное или в динамике, классическое изображение ландшафта, городской среды, стихии для создания настроения у читателя. Главное, чтобы пейзаж создавал нужный автору эмоциональный фон. Впечатлял и будоражил или наоборот — расслаблял и умиротворял.


Текст для анализа:

Весенний Киото наполнен нежными оттенками розового зефира. Старая сакура, которой более 80 лет, опять стала юной, распустив трогательные цветы сердечками. Весь сад Марияма каждое утро, подчинившись невидимому императору - Матери Природе, пробуждается и дает возможность почувствовать это очарование мимолетности. Розовые облака цветов контрастны замкам и домикам. Эта резкая граница между природным и рукотворным показывает нам хрупкость, скоротечность и, к сожалению, смертность всего живого. Цветки сакуры это не просто цветки вишни, это символ печального очарования моментов, которые быстро проходят. Проходя мимо самых популярных деревьев, где всегда много любителей красивых фото, свернув чуть левее, можно найти уединенный уголок, где деревья не так совершенны, не так идеальны, но именно их неровность и делает отражение в воде безумно совершенным. У сакуры нет запаха, но можно легко себе нафантазировать какой аромат был бы в саду Марияма. Это запах упущенных возможностей, запах ушедшей навсегда любимой женщины, запах самой Судьбы. Запах Моно-но аварэ.


[ Шаг четвертый ]: Приступаем к практике

Пришёл ваш черёд выполнять практическое задание. Вспомните теоритические материалы, ещё раз перечитайте пример (автор: Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"), посмотрите на ваши комментарии в блоке "Анализ текстов" и приступайте. Удачи и вдохновения!

Выполните задание

Задача автора в этом задании — создать изображение природы статичное или в динамике, классическое изображение ландшафта, городской среды, стихии для создания настроения у читателя. Главное, чтобы пейзаж создавал нужный автору эмоциональный фон. Впечатлял и будоражил или наоборот — расслаблял и умиротворял.

Максимальный объем: 5000 знаков с пробелами.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы выполнить задание.

Войти Зарегистрироваться


Еще задания в школе писателя



Внешность

Создать описание внешности героя - портрет. Либо характеристику персонажа, описание его характера, особенностей его внутренней жизни. Приветствуется использование такого литературного приема как психологизм. Перейти к заданию

Диалог-конфликт

Написать диалог, участники которого конфликтуют друг с другом. Это может быть ссора, возникшая спонтанно (например, перепалка в общественном транспорте), это может быть давнее идеологическое противостояние героев или обычный горячий спор о том, что первично – курица или яйцо. Тема и повод для противостояния - любые. Перейти к заданию

Динамичное вступление

Учимся писать динамичные вступления, которые сразу же погружают читателя в сюжет. Узнаем, как устроены вступления такого рода и для каких жанров они подходят больше всего Перейти к заданию


Задания выполненные другими авторами: