[ Описание интерьера ]: задание "Свободная форма"



Интерьер — происходит от французского Interieur, означающего «внутренний». Интерьер в литературе — это описание внутреннего убранства помещений. Чаще всего это создания образа жилья персонажей.

Интерьер, как и другие разновидности описания (портрет, пейзаж) вводится в текст с целью создать у читателя представление о героях, раскрыть их характер. Например, классический интерьер Облома из одноименного романа И.А. Гончарова рассказывает нам о герое не меньше, чем его прямая характеристика: запыленные предметы мебели, пожелтевшая книга, стоптанные домашние туфли однозначно говорят о том, что герой — домосед, стремящийся к покою души и тела, деятельным такого человека назвать нельзя.

Именно благодаря художественной детали — выразительной подробности, с помощью которой создается художественный образ — удается емко и красочно описать интерьер. 

Но использование деталей и создание убедительного описания жилья требует от автора литературной ловкости, поскольку ему нужно суметь не запутаться в подробностях (слева шкаф с перламутровыми ручками, справа комод, позади шифоньер с перламтуром - ой, перламутр уже был, а что же впереди?) и сделать текст понятным для читателя.
 



[ Шаг первый ]: Изучаем теорию

Прочитайте теоритический материал. После прочтения переходите к следующему шагу.



[ Шаг второй ]: Примеры в мировой литературе - учимся у известных писателей

Прочитайте текст приведенный нашей редакцией для примера.

Иван Александрович Гончаров "Обломов"

Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей. 
   Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало. 
   Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи. 
   Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: "Кто сюда натащил и наставил все это?" От такого холодного воззрения Обломова на свою собственность, а может быть, и еще от более холодного воззрения на тот же предмет слуги его, Захара, вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью. 
   По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки. 
   Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет -- так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха.

Маргарет Этвуд "Рассказ служанки"

Стул, стол, лампа. Наверху, на белом потолке, – рельефный орнамент, венок, а в центре его заштукатуренная пустота, словно дыра на лице, откуда вынули глаз. Наверное, раньше висела люстра. Убирают все, к чему возможно привязать веревку.

Окно, две белые занавески. Под окном канапе с маленькой подушкой. Когда окно приоткрыто – оно всегда приоткрывается, не больше, – внутрь льется воздух, колышутся занавески. Можно, сложив руки, посидеть на стуле или на канапе и понаблюдать. Через окно льется и солнечный свет, падает на деревянный пол – узкие половицы, надраенные полиролем. Она сильно пахнет. На полу ковер – овальный, из лоскутных косичек. Они любят такие штришки: народные промыслы, архаика, сделано женщинами в свободное время из ошметков, которые больше не к чему приспособить. Возврат к традиционным ценностям. Мотовство до нужды доведет. Я не вымотана. Отчего я в нужде?

На стене над стулом репродукция в раме, но без стекла: цветочный натюрморт, синие ирисы, акварель. Цветы пока не запрещены. Интересно, у каждой из нас такая же картинка, такой же стул, такие же белые занавески? Казенные поставки?

Считай, что ты в армии, сказала Тетка Лидия.

Кровать. Односпальная, средней жесткости матрас, белое стеганое покрывало. На кровати ничего не происходит, только сон; или бессонница. Я стараюсь поменьше думать. Мысли теперь надо нормировать, как и многое другое. Немало такого, о чем думать невыносимо. Раздумья могут подорвать шансы, а я намерена продержаться. Я знаю, почему нет стекла перед акварельными синими ирисами, почему окно приоткрывается лишь чуть-чуть, почему стекло противоударное. Они не побегов боятся. Далеко не уйдем. Иных спасений – тех, что открываешь в себе, если найдешь острый край.

Так вот. За вычетом этих деталей тут бы мог быть пансион при колледже – для не самых высоких гостей; или комната в меблирашках прежних времен для дам в стесненном положении. Таковы мы теперь. Нам стеснили положение – тем, у кого оно вообще есть.


[ Шаг третий ]: Анализируем тексты других авторов

Прочитайте приведенные ниже тексты. Оцените, насколько они соответствуют заданию. Напишите под каждым текстом, что вам нравится в нём, а что вы написали бы по-другому и почему.

Задание:

Описать жилище, его внутреннее убранство (интерьер) или внешний вид (экстерьер). Важно передать атмосферу изображаемого места так, чтобы читатель смог увидеть людей, обитающих в нем, проникнуться духом описываемого места. Создание убедительного описания жилья требует от автора литературной ловкости. поскольку ему нужно суметь не запутаться в деталях (слева шкаф с перламутровыми ручками, справа комод, позади шифоньер с перламтуром - ой, перламутр уже был, а что же впереди?) и сделать текст понятным читателю.


Текст для анализа:

Когда я зашел в подъезд, мне тут же захотелось выйти. Облезлые стены, украшенные непристойными надписями, несколько почтовых ящиков валяется на полу, мигает лампочка и все это в окутано запахом табачного дыма и помоев. Но я должен был попасть к ней. Поэтому пришлось задержать дыхание и направиться к лифту. Лифт тоже не внушал доверия. Двери со скрипом закрылись и я поднялся на шестой этаж. По правде говоря, этаж был не такой убитый, только под окном на лестнице валялась гора бычков и под мусоропроводом растеклась мутная смердящая лужа. К счастью, она быстро открыла дверь. Как только я переступил порог квартиры, я словно очутился в другом мире. Из открытого окна лился теплый вечерний свет, отражаясь радужными пятнами от люстры. Я с наслаждением вдохнул свежий воздух. Она отвела меня на кухню. Маленькая комнатка была на столько уютной, что я бы остался тут жить. На обеденном столике цветастая скатерть. Из чайного носика вьется пар, подсвеченный лучом солнца. На широком подоконнике рассада и ваза с цветами. Во всей комнате кроме стола, плиты, раковины и холодильника ничего не было, да и не влезло бы. Она достала поставила на стол тарелку с домашним печеньем, янтарного цвета варенье и чайный сервиз на двух персон. Мы уселись на удобные стулья с самодельными подушечками и принялись пить чай.

Задание:

Описать жилище, его внутреннее убранство (интерьер) или внешний вид (экстерьер). Важно передать атмосферу изображаемого места так, чтобы читатель смог увидеть людей, обитающих в нем, проникнуться духом описываемого места. Создание убедительного описания жилья требует от автора литературной ловкости. поскольку ему нужно суметь не запутаться в деталях (слева шкаф с перламутровыми ручками, справа комод, позади шифоньер с перламтуром - ой, перламутр уже был, а что же впереди?) и сделать текст понятным читателю.


Текст для анализа:

Неожиданно туман расступился и глазам предстало большое раскидистое дерево. Широкий ствол скрывал в себе жилище, это было понятно по небольшой лесенке ведущей к двери в подножье дерева. Скрученные узловатые ветви покрывали редкие молодые листья. Ими же была усыпана земля вокруг. Не дожив до положенного срока они оседали на землю высушенным скукожившимся ковром. Присев на корточки, Кен дотронулся до листвы и смахнул ее с небольших ступеней. Кожа на руке посерела и покрылась сеткой глубоких морщин. Но не это удивило Кена - к играм времени в этом месте он привык. Поразили собственные мысли. “Это же надо как не практично, - лестница находилась в небольшом углублении, - первый дождь и вход затопит.’ Усмехнувшись, Кен отнял руку от листвы, кожа тут же вернула свой цвет, и спустился вниз. Дверь поддалась без ощутимого усилия и он шагнул внутрь. Тусклый свет осветил небольшое круглое помещение. Намек на аромат полевых трав едва заметно коснулся обоняния. Здесь вообще все говорило лишь о намеке на жизнь, будто она выгорела, не успев зародиться. На полу лежали небольшие, сплетенные из тонких сухих стеблей, ковры. Повсюду стояли горшки разных размеров и форм. В них безжизненными силуэтами застыли растения. Вдоль стен стелились уснувшие лианы. И даже огонь запертый за железными прутьями птичьей клетки не трепетал языками пламени. Но несмотря на это, жилище не вызывало угрюмое чувство, не отдавало тленом увядания, не пахло пылью запущенности. Нет, атмосфера несла в себе облегчение. - Как добрался? Тонкий нежный голосок разбил навязанную тишину и заставил Кена вздрогнуть. Развернувшись, он посмотрел на хозяйку этой обители.

Задание:

Описать жилище, его внутреннее убранство (интерьер) или внешний вид (экстерьер). Важно передать атмосферу изображаемого места так, чтобы читатель смог увидеть людей, обитающих в нем, проникнуться духом описываемого места. Создание убедительного описания жилья требует от автора литературной ловкости. поскольку ему нужно суметь не запутаться в деталях (слева шкаф с перламутровыми ручками, справа комод, позади шифоньер с перламтуром - ой, перламутр уже был, а что же впереди?) и сделать текст понятным читателю.


Текст для анализа:

О том, что в квартире активно пользуются кухней, особенно сейчас, в преддверии Нового года, было понятно еще при выходе из лифта. Аромат стоял такой, что у меня закружилась голова в первые секунды. Пахло чем-то карамельно-сладким и ванильно-коричным. На весь подъезд "стоял дух" свежей сдобной выпечки. Я открыл дверь и сразу же попал в это царство кондитерского аромата. Кухонка была маленькая и от этого очень теплая. Работала матово-черная электрическая духовка, тускло мерцая внутренней подсветкой. В ней что-то выпекалось. Рядом на столе тикал таймер в виде фигурки поваренка. На рабочей столешнице с имитацией дубовой доски покоилось коричневатое пряничное тесто. Рядом лежали рабочие инструменты: силиконовый кондитерский коврик, скалка и почему-то художественный мастихин. На плите грелась маленькая белая кастрюлька с едва-начинающим закипать сахарным сиропом. На другой рабочей поверхности лежали уже вырезанные фигурки из теста - будущие пряники: человечки, варежки, носочки, снежинки, домики. Все с чем ассоциируется Новогодний праздник. А на столе напротив стояло огромное блюдо с уже готовыми и расписанными разноцветной глазурью пряниками. Белоснежные узоры белого и бледно-голубого цвета на пористой, шоколадно-коричневой поверхности пряников напоминали морозный рисунок, который встречается на окнах домов. Мерно урчал высокий холодильник, как-будто он был здесь главный страж порядка. В приоткрытую форточку окна на улицу вылетали сказочно-вкусные ароматы выпекающихся пряников. Я почувствовал себя маленьким ребенком. Мне захотелось потихоньку стащить с блюда нарядный узорчатый пряник и поскорее съесть его.


[ Шаг четвертый ]: Приступаем к практике

Пришёл ваш черёд выполнять практическое задание. Вспомните теоритические материалы, ещё раз перечитайте пример (автор: Иван Александрович Гончаров "Обломов"), посмотрите на ваши комментарии в блоке "Анализ текстов" и приступайте. Удачи и вдохновения!

Выполните задание

Описать жилище, его внутреннее убранство (интерьер) или внешний вид (экстерьер). Важно передать атмосферу изображаемого места так, чтобы читатель смог увидеть людей, обитающих в нем, проникнуться духом описываемого места. Создание убедительного описания жилья требует от автора литературной ловкости. поскольку ему нужно суметь не запутаться в деталях (слева шкаф с перламутровыми ручками, справа комод, позади шифоньер с перламтуром - ой, перламутр уже был, а что же впереди?) и сделать текст понятным читателю.

Максимальный объем: 5000 знаков с пробелами.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы выполнить задание.

Войти Зарегистрироваться


Еще задания в школе писателя



Внешность

Создать описание внешности героя - портрет. Либо характеристику персонажа, описание его характера, особенностей его внутренней жизни. Приветствуется использование такого литературного приема как психологизм. Перейти к заданию

Диалог-конфликт

Написать диалог, участники которого конфликтуют друг с другом. Это может быть ссора, возникшая спонтанно (например, перепалка в общественном транспорте), это может быть давнее идеологическое противостояние героев или обычный горячий спор о том, что первично – курица или яйцо. Тема и повод для противостояния - любые. Перейти к заданию

Для атмосферы

Задача автора - изобразить состояние природы. Пейзаж может быть статичным или наоборот - отражать жизнь природы в динамике, например, смену времен года. Пейзаж может быть реалистичным или наоборот - отражать реалии выдуманного мира. Перейти к заданию


Задания выполненные другими авторами: