Сторителлинг: искусство рассказывания историй. Схема, примеры + книги по сторителлингу

07 Мая
17 минут на чтение

Сторителлинг: искусство рассказывания историй. Схема, примеры + книги по сторителлингу

Сторителлинг – в дословном переводе рассказывание историй.  Истории сегодня рассказывают все. Умение увлекательно повествовать, влияя тем самым на читателя, стало синонимом успеха. Притом не только в литературе, но и в бизнесе. Осваивать приемы сторителлинга важно тем, кто думает, как написать книгу, и тем, кому приходится выступать перед аудиторией или писать продающие тексты.



Сторителлинг для бизнеса



Рассказанная история – до недавнего прошлого – удел литераторов и повидавших виды путешественников. Сегодня истории о себе и окружающем мире рассказывают миллионы людей, причем не только в соцсетях. Кто еще? Да фактически весь информационный шум, с которым человек сталкивается ежедневно, построен на сторителлинге. Производители товаров и услуг, рассказывают истории в рекламных сообщениях, владельцы бизнеса – на сайтах  компаний и в новостях, авторы информационных каналов с утра до ночи сторителлят. Большой вклад вносят те, кто занимается копирайтингом.



Истории перестали просто развлекать, как это было на протяжении столетий. Теперь с их помощью продают, убеждают, воздействуют, впечатляют, создают новую реальность. Конечно, так бывало и раньше: уличные торговцы всегда рассказывали волшебные истории о волосах, выросших на голове абсолютно лысого мужчины всего за одну ночь, после того как он принял волшебную микстуру, которую, ты, лысеющий покупатель, можешь купить прямо сейчас, да еще по сходной цене… Или стоит вспомнить слоганы ярмарочных зазывал. Истории были всегда, но их было меньше.



Современное понятие «Сторителлинг» пришло к нам из Голливуда. Само слово происходит от соединения двух английских «Story» — история и «Telling» — процесс рассказывания. То есть обозначает оно процесс рассказывания историй. Чем эффектнее история, тем скорее будет решена задача, поставленная перед ее автором. А задача современного сторителлинга сводится к тому, чтобы захватить внимание с первой секунды и держать его на протяжении всей истории, вызывая у читателя или зрителя симпатию к главному герою/персонажу и таким образом донести до него (читателя/зрителя) основную мысль произведения, главный смысловой посыл.



Схема сторителлинга



Схема, по которой рассказывается история, выглядит так же, как и прямая композиция в художественном произведении:


Завязка: Что-то произошло (ключевое событие, выходящее за рамки обыденности). 
Желания героя: Новые обстоятельства порождают у героя нужду, желания, манию, фобию, которые заставляют его действовать.
Конфликт: препятствия при реализации желаний героя, герой действует, но сталкивается с проблемами и преградами, которые он пытается разрешить, как правило, вначале безуспешно.
Кульминация: преодоление, разрешение главного конфликта, устранение препятствий, с которыми сталкивается герой.
Хеппи-энд (Happy end): счастливое завершение истории. Поскольку сторителлинг пришел к нам из Голливуда, где обязательным условием создания сценария является его счастливое завершение, классический сторителлинг всегда имеет счастливый финал. Да и как иначе, если речь об историях, работающих на благо бизнеса? Продающие истории всегда заканчиваются хорошо. 



Посмотрите, как это работает:



Пример сторителлинга в рекламе:


Завязка: Вы написали роман?
Желания героя: Вы хотите его опубликовать и добиться известности?
Конфликт: Но книжные издательства, в которые вы обращались, не отвечают на ваши письма?
Кульминация: Обращайтесь в литературное агентство «Олимп»!
Хеппи-энд: И мы гарантируем вам издание вашей книги в крупнейшем издательстве в ближайший месяц, тираж в 100000 экземпляров и авторграф-сессии по всем городам РФ.



Казалось бы, это обычная реклама, но посмотрите: она построена строго по композиционным канонам художественного произведения: неуклонное движение сюжета от завязки к развязке, которая здесь представлена хеппи-эндом.



Пример сторителлинга в публичной речи



Работает сторителлинг и в публичной речи, и в публицистике. Например, для иллюстрации какого-либо утверждения, тезиса, мысли можно использовать историю. История выступает здесь в качестве аргумента, доказательной базы.



 Например, нам нужно доказать мысль о том, что ленивому автору подчас полезно поместить себя в стрессовые условия, чтобы закончить рукопись. И в качестве аргумента приводим историю про жесткую мотивацию от Виктор Гюго.



Завязка и желания героя: Согласно договору с издателем, Виктору Гюго нужно было закончить роман «Собор Парижской Богоматери» строго в срок.
Конфликт: Виктор Гюго подчас не мог сосредоточиться на литературном труде, поскольку отвлекался на светскую жизнь, визиты, посещение театров и прочие прелести, поэтому успешное окончание романа было под вопросом.
Кульминация: Чтобы справиться с искушением вести светскую жизнь вместо работы над рукописью, писатель обстриг себе половину головы и бороды, а ножницы выбросил, чтобы у него не было возможности остричь вторую волосатую половину. 
Хеппи-энд: Пока не отросли волосы, Гюго на улице появиться не мог и от нечего делать работал над рукописью. И сдал её в срок. «Собор Парижской Богоматери», написанный в стрессовых для автора условиях, вошел в золотой фонд мировой литературы.



Желания героя – двигатель сюжета



Обратите внимание на желания и потребности героя: в обоих приведенных нами примерах завязка порождала обстоятельства, которые вынуждали героев истории действовать определённым образом, сообразуясь со своими нуждами. В первом примере рекламное предложение вырастает из желания автора издать свой роман и добиться признания. Именно потребность быть опубликованным толкала автора на обращения в книжные издательства, не отвечающие на письма автора – получаем внешний конфликт.



Во второй истории Виктор Гюго не мог сосредоточиться на литературном труде, но ему нужно было сдать роман в срок, он хотел отправить его издателю вовремя, поэтому вынужден был действовать решительно: герой хотел одного, но нуждался в другом – получаем внутренний конфликт. Но и в том, и в другом случае сюжет двигают желания героя.



Как правило, в большом художественном произведении герой на пути реализации своих желаний встречает препятствия, постепенно их преодолевает, уверенно двигаясь к достижению поставленной цели, что и составляет главный читательский интерес.



Юрген Вольф в «Литературном мастер-классе» так сказал про желания:


«Найти яркий разрыв между нуждами и желаниями вашего героя и подчеркнуть эти противоречивые устремления — один из способов создать убедительную книгу».

Именно подобное противоречие порождает тип внутреннего конфликта, описанный нами в примере с Виктором Гюго: герою нужно сделать одно, но он страстно желает другого: нужно закончить роман, но хочется ходить по вечеринкам.



Писатель Курт Воннегут так писал про желания героев:


«Когда я преподавал литературное творчество, я говорил студентам, что их персонажи в самом начале книги должны чего-то очень сильно желать, хотя бы стакан воды. Даже герои, парализованные бессмысленностью современной жизни, все равно иногда должны пить воду».

И чем больше препятствий при осуществлении своего желания встречает герой, тем лучше для истории, тем напряжённее сюжет, тем внимательнее читатель следит за его перипетиями. И здесь мы сталкиваемся с препятствиями внешнего характера, как в первой истории про автора, которому не отвечают издательства. Герой хочет быть изданным, его не издают, но есть решение…



Самый простой способ создать интересную (и комическую) историю, который был многократно применен писателями и сценаристами – придумать героя и желание, которое он никак не может реализовать. По этой схеме построены романы Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок»: великий комбинатор Остап Бендер никак не может добиться желаемого богатства. Этот же смысловой посыл использован в сценарии мультфильмов «Ну, погоди!», в которых волк никак не может поймать зайца. Эта же идея легла в основу комедии «День сурка» 1993 года, снятой по по сценарию Дэнни Рубина: герой Билла Мюррея хочет, но никак не может вернуться в обычную жизнь, раз за разом просыпаясь в одном и том же дне – 2 февраля.



Сторителлинг и художественная литература



Что такое художественное произведение – это история плюс слова. Большой роман – это большое повествование, в котором герои движутся от завязки к развязке. Но произведение крупной формы состоит из микро-историй: большое повествование складывается из множества эпизодов, каждый из которых — это самостоятельная, короткая история с собственной композицией. Основное действие представляет собой череду микроконфликтов, которые преодолевает герой на пути к кульминации – точке максимального напряжения, в которой разрешаются все противоречия.



Однако если говорить о сторителлинге в контексте художественной литературы, то обязательно нужно упомянуть развязку, и в частности необязательный хеппи-энд, то есть счастливый финал. Мировая литература знает большое число хороших романов, оканчивающихся не в пользу главных героев: уже упомянутые тексты про Остапа Бендера, «Большие надежды» Чарльза Диккенса, «Госпожа Бовари» Гюстава Флобера, тоже упомянутый здесь «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго, «Унесенные ветром» Маргарет Митчел, «Анна Каренина» (сюжетная линия Анны) Льва Толстого, да и вообще весь цвет русской литературы не балует читателя счастливой развязкой (здесь уместно вспомнить фразу, которую традиционно приписывают фантасту Хайнлайну: «Для чего бы русская литература ни была придумана, но точно не для удовольствия»).



Будем считать, что с финалом разобрались: в продающих, рекламных текстах он должен быть счастливым, в художественных – на усмотрение автора, в зависимости от его творческих задач. Зато все остальное обязательно будет соблюдено, поскольку без основных композиционных элементов (завязка, кульминация, развязка) хорошая история обойтись не может.



Книги про сторителлинг



  • Аннет Симмонс «Сторителлинг. Как использовать силу историй»
  • Роберт Макки «История на миллион долларов»
  • Пол Смит «Мастер историй. Увлекай, убеждай, вдохновляй»
  • Дэвид Хатченс «9 техник сторителлинга»
  • Блейк Снайдер «Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства»
  • Линда Сегер «Как хороший сценарий сделать великим»
  • Владимир Пропп «Морфология волшебной сказки»
  • Роберт Макки «История на миллион долларов»
  • Джозеф Кемпбелл «Тысячеликий герой» («Герой с тысячью лицами») 


Вам могут быть интересны похожие материалы




Вопросы и комментарии 0



    Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

    Войти Зарегистрироваться