Эдуард Князев, арт-директор бара Нико в Санкт-Петербурге, поэт, создатель и главный директор проекта «Литературная гостиная» о современном андеграунде, поэтах и литературных мероприятиях.
Текст: Владимир Коваленко
Что Вы думаете о современном петербургском андеграунде? Музыкальном, литературном, прочем?
Андеграунд живёт как никогда ранее. Сейчас все скучают по временам клуба «Там-там» и считают, что раньше было лучше. Но как мне кажется, сейчас андеграунд стал своевременным явлением, из-за того, что происходит вокруг. Но стоит отметить, что сам андеграунд изменился. И мне кажется, в лучшую сторону. Но время как синусойдный график – то вверх, то вниз. И вот сейчас снова идет волна перемен. Последнее время я стал часто слышать от разных поэтов, что они не считают себя андеграундом. Может, я ошибаюсь, но чтобы не быть таковым, надо, как минимум, перестать выступать в подвалах и прокуренных клубах. Но нет, люди твердо стоят на своем, однако не могут описать своё направление, ведь по-настоящему людей слушают только тут, внизу и не важно поэзия это или музыка.
В чем его отличие петербургского андеграунда от московского?
Не знаком с московским андеграундом. Хотя не так давно я выступал перед московской аудиторией со своими стихами и им понравилось. Они улыбались хлопали, участвовали в выступлении. И это меня запутало ещё больше. Я вроде принадлежу к питерскому андеграунду, но в московском понимании поменялось что-то или нет – не знаю.
Почему вы начали заниматься литературой? Организацией мероприятий? Как пришла идея создания литературной гостиной?
К стихам я пришел, как и все, через страдания. Вообще не понимаю, как люди приходят к поэзии в шесть лет. О чем там можно страдать? Я организовывал мероприятия, когда был студентом. Это были локальные праздники в рамках одного учебного заведения. Потом была армия, долгий перерыв, и затишье. А большие мероприятия я начал делать, когда вернулся на сцену после перерыва. Ходил по разным заведениям и, пока я смотрел на происходящее, в голове рождались мысли о том, как я бы сам мог интерпретировать, раскрыть ту или иную тему. Как бы я ее обыграл. И в конце концов, я взял на себя смелость организовать своё. Есть такой замечательный человек, Ада Дакар, с которым мы вместе проводим некоторые мероприятия сейчас. Примерно год назад, когда мы с ней уже начали общаться на поэтическую тему, она предложила мне организовать постоянное мероприятие по вторникам. И в самом начале это ещё не было гостиной, а просто «поэтические вторники» в «Нико». А потом проект начал развивать сам себя. Я лишь направлял это развитие. Так мы стали литературной гостиной, и собираемся каждый вторник.
Почему именно стихи?
Стихи — это важно и нужно. Долгое время об этом не вспоминали, но сейчас начинают обсуждать. Все чаще от случайных знакомых, которых я не видел раньше в тусовке, слышу про Трубу, Аню Ошарину, Аду Дакар, и я могу очень долго продолжать весь список, потому что начали появляется и звучать очень интересные личности, которых хочется обсуждать. А потом, как в Питере и без стихов? Стихи бывают очень красивыми. А главное это очень крутой челендж. Музыкантам просто — музыка сгладит все. Вот поэтам сложно — они должны держать зал только голосом, и это самое интересное в работе.
Много поэтов приходит в гостиную для выступления?
Людей много. Я могу ошибаться, но мне кажется что в гостиной выступал каждый питерский поэт. Вообще, гостиная – место настоящих чудес. Я помню девочку которая сидела тихо в углу и пила вино. После какого-то количества бокалов, она встала и сказала: «Я готова!» А потом она просто стала громко читать. И после нее почти на каждой гостиной находятся такие люди.
Каковы дальнейшие пути развития литературной гостиной?
Гостиная будет работать, пока она нужна тем, кто приходит. И гостиная будет удивлять снова и снова. Своей магией, трешовостью, угаром и, конечно же, людьми, что приходят к нам выступить, послушать, пообщаться, отдохнуть. В этом смысл гостиной ‑ пока она нужна хоть одному случайно зашедшему в бар человеку, двери гостиной будут открыты.
Вопросы и комментарии 0