Писатель и аудитория: зачем начинающему автору свои читатели

30 Ноября
11 минут на чтение

Писатель и аудитория: зачем начинающему автору свои читатели

Печатная книга – путь к читателю через издателя? Как бы не так. На современном книжном рынке автор и его книга должны прокладывать путь к читателю еще до контракта с издательством. Рукопись должна стать популярна в электронном виде, найти своего читателя и заручиться его поддержкой. И если начинающий автор хочет стать писателем, работать над наращиванием аудитории ему придется так же активно, как и над самим романом.



Ставка на автора



Примерно пятнадцать лет назад (этот текст написан в декабре 2023 г.), в конце нулевых, начинающему автору можно было приходить в издательство только с перспективной рукописью и рассчитывать на то, что редактор посчитает текст достаточно гладким, а сюжет – лихо закрученным. Потом рукопись примут в работу, и вуа-ля: печатная книга выходит в свет, а издательство обеспечивает ее дистрибуцию, организует рекламную кампанию и поддерживает спрос. В результате книгу покупают, и у автора образуется своя аудитория, которая ждет продолжения или чего-то похожего на первый успешный роман. Автор получает роялти и гонорары, издательство выпускает второй тираж и тоже хорошо зарабатывает, идеальный вариант – если у автора уже готово продолжение или просто второй роман, его тоже пускают в работу. Автор известен, издательство в выигрыше, читатель раскупает второй тираж в считанные дни – ставка сыграла, все в плюсе.



Но сколько историй, противоположных этой, грустных историй неуспеха. Издательство так же, как и в первом случае делает все, что от него требуется, но книга не выстреливает, читатель не зажигается, первый тираж так стоит не распроданный на стеллажах для новинок в книжных магазинах. Для автора это провал, но не полный. Ведь он может писать еще: писать – это бесплатно. А вот для издательства это не просто фейл –  это огромный убыток, покрыть который можно только следующим успешным проектом. И если издательство большое, его обороты могут позволить эксперименты с начинающими авторами, успех которых ничем не гарантирован. А вот если издательство поменьше, то оно может не справиться с несколькими такими провалами.



И речь, напомним, идет о делах примерно пятнадцатилетней давности, когда спрос на книги был более-менее прогнозируемым, а книжные хиты по карману среднестатистическому покупателю. Сегодня стоимость издания выросла во столько раз, что бумажная книга превратилась едва ли ни в предмет роскоши. А материальное положение того самого среднестатистического покупателя лучше не стало.



Дорогую книгу неизвестного автора читатель всегда покупал неохотно. Читатель хочет инвестировать средства, выделенные на развлечение, с максимальной для себя пользой, особенно во времена экономических потрясений. Популярного автора читатели будут покупать всегда и за любые деньги, а вот с ноунеймами дела обстоят иначе. И раз читатель не покупает – издатель не издает, потому что он в отличие от автора рискует деньгами. А вот если бы у издателя была гарантия, что книгу начинающего автора ждут и охотно купят в бумаге, то он действовал бы иначе.



Аудитория – гарантия успеха



Продвижение любого творческого продукта – процесс дорогой и рискованный. Вложишься в книгу неизвестного автора, а она окажется провальной. Современный книгоиздатель так рисковать не может, поэтому отдает предпочтение 1) известным писателям, которых точно будут покупать, и 2) тем новичкам, у которых уже  есть своя читательская аудитория. Сегодня издать книгу легче, если у неизвестного издателю автора есть собственный паблик, группа, аккаунт с большим числом подписчиков, которые могут подтвердить его популярность.



Собственная читательская аудитория позволяет издательству спрогнозировать спрос на бумажную книгу. Хотя и такой прогноз весьма условен, поскольку он опирается на идею о том, что читатели цифрового варианта рукописи захотят купить ее в бумаге. Но даже если они не станут этого делать, найдутся новые читатели, которые купят печатный вариант – на это указывает факт успеха в сети. Сам факт существования читателей свидетельствует о популярности текста. Даже если кажется, что читателей немного, допустим семьсот человек, для издателя – это знак качества романа. Семьсот активных читателей – это ценный ресурс, который пусть и не полностью, но может конвертироваться в покупателей книги. А учитывая, что стартовый тираж первого романа начинающего автора насчитывает максимум полторы-две тысячи экземпляров, то собственная аудитория в размере семисот читателей может вывести проект на самоокупаемость.



Для издателя факт наличия у автора собственной аудитории – это свидетельство качества. Это значит, что текст выстрелил и уже попал в цель. Рукопись читают, значит, она хороша. Сюжет, герои, сеттинг, тема, язык или все вместе уже заставили настоящих читателей следить за развитием действия и ждать развязки. А ведь нужно сказать, что к неизвестным авторам читатели более требовательны: то, что прощается Пелевину или Иванову, новичку не сойдет с рук. И если у неизвестного автора есть внушительная аудитория, которая выбрала его текст, значит, он действительно хорош, и могут найтись другие читатели с такими же запросами, которым книга понравится. Издатель хочет быть уверенным в том, что вот этот новый, никому неизвестный автор – беспроигрышный вариант, и читатели – самое яркое тому доказательство.



Заранее предсказать популярность новых романов трудно, поскольку их успех зависит от очень многих факторов. От литературных трендов, от экономической ситуации, от общественной повестки, от платежеспособности населения, от попадания в болевую точку, от умения говорить с читателем на нужном языке. На сто процентов предсказать успех книги не может никто. Поэтому, с точки зрения издателя, делать ставку на неизвестного автора рискованно. Но если автор может доказать, что его книга будет продаваться, то его шансы возрастают. А лучшее подтверждение грядущего успеха – собственный паблик или аккаунт писателя на читательской платформе  с аудиторией лояльных читателей.



Конечно, наращивая собственную аудиторию, автор вторгается на территорию литературного маркетинга и занимается не тем, чем ему, автору, по долгу службы делать положено (а именно, писать). Но эта работа по раскрутке собственного бренда обязательно вернется сторицей, потому что может принести профит в качестве интереса со стороны издательств. То есть своя аудитория позволит автору не только пробиться к издателю, но и в целом  станет пропуском в мир большой литературы, и поможет стать писателем, который не только пишет, но и издается в настоящих книжных издательствах.



Подробнее об аудитории — в тексте Кто ваши читатели



О способах формирования читательской аудитории —  в тексте Как начинающему писателю найти читателей и нарастить аудиторию.




Вам могут быть интересны похожие материалы




Вопросы и комментарии 0



    Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

    Войти Зарегистрироваться