Кто ваши читатели

05 Декабря
13 минут на чтение

Кто ваши читатели

Ломаете голову над тем, как стать писателем, пишете книгу, выстраиваете сюжет, уже предвидите финал и подумываете о грядущем продвижении? Пришло время узнать, кто ваши будущие читатели, подумать о своей аудитории, понять, каков ее состав и характеристики.



Для всех и не для каждого



Читатель – главный потребитель книги. Тот, ради кого писатель пускается в большое путешествие по лабиринту сочинительства, не спит ночами, выдумывая новые повороты сюжета, реплики персонажей, эффектные фразы и словечки, берущие за душу. Читатели – это главные критики и оценщики книги. Именно они решат, станет ли роман хитом или его ждет провал. Автору, мечтающему стать писателем – не любителем, а настоящим профессиональном, которого печатают книжные издательства – нужно заранее подумать о своей аудитории.



Казалось бы, о чем тут говорить – книга пишется для всех, любой писатель всегда будет рад охватить как можно более обширную аудиторию, а уже рынок и сама жизнь определят, кто станет читателем книги, кому она полюбится, и чьими умами завладеет. Этот идеалистический подход близок к фатализму: мол, кому суждено, тот и прочитает, а хорошая книга всегда найдет путь к своему читателю. Все так, но в современных реалиях такой взгляд на продвижение представляется довольно наивным.



Да, книга пишется для всех, и очень желательно (причем как для автора, так и для издателя), чтобы она расходилась миллионными тиражами. Но как правило, ураганный успех непредсказуем – он бывает результатом стечения многих случайных обстоятельств. И как показывает книжный маркетинг и наблюдение профессионалов за опытом распространения книг, вышедших из-под пера авторов-новичков, лучше всегда заранее знать свою предполагаемую узкую аудиторию, в интересы которой гораздо легче попасть. Потому что не бывает художественных книг «для каждого» и на все времена. Любая история созвучна только некой части от великого множества читателей. Даже абсолютные литературные хиты 20-го века: «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Пикник на обочине» Стругацких, «GenerationП» Пелевина – имеют не только фанатов, но и противников. Одни не любят мистики, другие – фантастики, третьи – постмодернизма, литературных игр и другой зауми.



Да, можно целиться в широкую аудиторию, рассчитывать на то, что книга будет прочитана абсолютным большинством. Но воспринимать тотальный успех стоит как одну из гипотетических возможностей –  идеальное стечение обстоятельств, которое заранее не запрограммировать. Более рациональным подходом будет ориентироваться на определенный сегмент читательской аудитории, которая с большей вероятностью сможет проголосовать за книгу и словом, и рублем.



Помощь маркетингу



Это вовсе не означает, что если ваш предполагаемый читатель – городской прожигатель жизни в возрасте от 18 до 35 лет, то роман не будет покупаться респектабельными представителями среднего класса. Еще раз повторим – выход за рамки целевой аудитории на этапе реализации книги весьма желателен и выгоден для всех. Но как показывает практика, предполагаемая читательская аудитория при правильно организованной поддержке спроса покупает роман охотнее. Но что более важно – проявляет высокий уровень лояльности к автору и книге. Попросту говоря, остается довольна романом, советует его знакомым, пишет отзывы и рецензии о прочитанной книге и ждет продолжения или другого произведения этого автора.



То есть речь идет о том, что фокусировка на целевой аудитории позвляет грамотно организовать реализацию книги, ее рекламную и маркетинговую поддержку, дать идейный посыл читателю, которому книга действительно может понравиться, подтолкнуть его к покупке. Знать свою читательскую аудиторию – значит, не просто действовать на удачу, а стараться сразу попасть в десяточку, проложив мостик от автора к читателю-фанату. Знать свою аудиторию –  значит иметь шансы успешнее продвигать свою книгу.



Маркетинговые теории учат: если знаешь, кто твой покупатель, тебе легче рекламировать, продвигать продукт, потому что ты можешь говорить с целевой аудиторией на ее языке, использовать понятные ей образы, склонять ее к покупке, апеллируя к желанию решить именно ее, этой аудитории, специфические задачи. Такой же подход актуален и для литературы. Маркетологам книжной индустрии легче продвигать книгу, когда аудитория, ее примерный состав и особенности определены заранее. 



Портрет по интересам



Портрет читателя – категория условная. Понятно, что от автора заранее не требуется определить в точности возраст, социальное положение и ареал проживания его читателя. Но вот пол, круг интересов и сферу культурных предпочтений выявить можно. Исходя из этого примерно определяется возраст аудитории, хотя этот показатель тоже довольно умозрительный – последние тенденции книжного рынка показывают, что взрослые охотно читают литературу категории янг-эдалт, романы взросления и даже подростковую прозу, и наоборот.



А вот с кругом интересов гораздо проще. Принято считать, что тематика книги определяет часть ее читательской аудитории. Обратите внимание – только часть аудитории. Допустим, роман про финансы интересно читать работникам банковской отрасли, экономистам, предпринимателям. В этой связи уместно вспомнить «Финансист» Теодора Драйзера, «Менялы» Артура Хейли, «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд. Человеку не из мира денег и бизнес-процессов эти романы, возможно, придутся не по вкусу.  Однако полностью исключать интерес непрофильных читателей нельзя, потому что человек, не связанный с миром финансов, может заинтересоваться книгой, как раз именно потому что ему хотелось бы погрузиться в эту чужую, но привлекательную для него сферу.



То же самое справедливо будет сказать о сегменте женской прозы. «Гордость и предубеждение» Джейн Остин, «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте, «Долина кукол» Жаклин Сюзанн, «Город женщин» Элизабет Гилберт востебованы, в первую очередь, женской аудиторией: на нее ориентированы и нацелены, с ней говорят, о ней пишут, к ней взывают. Но будет справедливо сказать. о том, что поднимаемые темы в этих романах представляют интерес и для мужской аудитории.



Принцип понятен: о чем пишешь, на такого читателя и рассчитываешь. Читатель будет читать о том, что для него близко и понятно. Или о том, что вызывает его интерес, потому что предлагаемый сюжет, сеттинг, герои, тематика привлекают читателя. Отталкиваясь от этой идеи, можно предположить, что университетский роман будут охотно читать студенты и преподаватели высшей школы, детективы – любители разгадывать головоломки, романы взросления – те, кто хочет разобраться в себе, остросюжетные триллеры – желающие пощекотать себе нервы.



Заместитель жизни



Но не всегда читатели хотят читать про себя. Очень часто художественная литература выступает заместителем, симулятором жизни, предлагая возможность перевоплотиться в того, кем не будешь сам (эльфом, юным волшебником, кинозвездой, монахом эпохи средневековья, диктатором в маленькой южной стране и т.д.), прожить недоступные или нежелательные события (эпидемии, крушение мира, гражданскую войну и т.д.), узнать, как устроены другие социальные сферы и другие общества в целом (жизнь будущего, жизнь аристократии в царской России, жизнь в азиатских странах и т.д.). То есть речь идет о категории интересного в широком смысле, о том, что всегда манит к себе читателя вне зависимости от его возраста, пола, профессии, места жительства. Больше об этом вы прочитаете в тексте Феномен интереса: что привлекает внимание читателя. Как правило, попав в эту точку, автор может претендовать на то, чтобы сорвать джек-пот и как раз-таки полюбиться если не всем, то очень многим читателям.



Итоги: кто моет стать вашим читателем



Подводя итог, можно сказать, что читательская аудитория состоит из:



  • читателей, которым роман близок тематически, непосредственно связан с их образом жизни, профессией, хобби;
  • читателей, которых интересуются тематикой романа;
  • читателей,  которые хотят перевоплотиться в уникальных героев, прожить остросюжетные коллизии;
  • читателей, которые хотят разобраться в себе, в устройстве жизни и отдельных ее явлений.

Больше информации на эту тему вы найдете в наших материалах:



Писатель и аудитория: зачем начинающему автору свои читатели



Как начинающему писателю найти читателей и нарастить аудиторию



 




Вам могут быть интересны похожие материалы




Вопросы и комментарии 0



    Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

    Войти Зарегистрироваться