Литературные журналы – аутсайдеры литературного рынка?

  Как издать книгу
30 Ноября
11 минут на чтение

Литературные журналы – аутсайдеры литературного рынка?

           Автор грезит о публикации еще до завершения рукописи. Быть опубликованным, изданным, читаемым – заветная мечта любого писателя. Особенно лестна публикация в маститых литературных изданиях с громкими именами. Чтобы стать их автором, молодые писатели подчас проливают литры чернил и слез. Но что представляют собой литературные газеты и журналы сегодня? Есть ли смысл в них обращаться? И насколько ценна для писательской репутации печать в литературных изданиях?

 

По литературной традиции

            И неофит от писательства, и седовласый профи с трепетом относятся к появлению в печати своих работ. И дело не только в гонораре – лишь единицы пишут в стол, для себя и не мечтают предъявить рукопись миру. А путь в большую литературу через толстые литературные журналы – считается проторенным путем, по которому ходили еще Достоевский и Чехов. Литературные журналы в 19-м и даже в 20-м веке заменяли сегодняшнее сетевое пространство, позволяющее современным авторам завоевывать читательскую аудиторию. Тогда это была фактически единственная возможность добиться читательского внимания, заявить о себе как о писателе, сделать литературное имя. Ведь издатели в те времена, как и нынче, не желали вкладываться в публикацию неизвестных писателей и предположительно провальных рукописей. Но если напечатанное в именитом литературном журнале произведение вызывало бурную реакцию, издатель уже был готов иметь дело с автором и вести с ним переговоры о том, как издать книгу. Да и к тому же сам по себе факт публикации в издании литературной тематики становился знаком качества, ибо откровенный шлак до читателя редактора не допускали.

            Толстые литературные журналы в 19 веке представляли для авторов интерес еще и в связи с тем, что их читала фактически вся интеллектуальная элита России. Опять же в связи с отсутствием Сети, СМИ и индустрии развлечений в целом. Как развлекались высоколобые дворяне и творческая интеллигенция 19 века? В основном читали. И не только книги, но и периодические издания. То есть быть опубликованным в литературном журнале значило быть гарантированно прочитанным представителями мыслящей общественности того времени. А это значит стопроцентное попадание в целевую аудиторию того времени.

            В советскую эпоху 20 века в толстых литературных журналах представители все той же мыслящей общественности искали скрытых смыслов и читали между строк. С источниками альтернативной информации было туго, поэтому к литературным изданиям интеллигентный, образованный человек относился с особым трепетом как к возможности заглянуть за борта унылой реальности. Да и опять же с развлечениями в целом была напряженка. И люди читали. И писатели стремились добраться до этой читающей аудитории через литературные СМИ. И добирались, и делали громкие имена в литературе, начиная свой путь к известности и признанию именно с публикации в литературных журналах.

 

Литературные издания сегодня

            Что сталось с интеллектуальной элитой сегодня? Она погрязла в сетевых и теле-дебатах. Большей частью она старается не погружаться в чужой, а создавать свой собственный информационный поток. Литературные издания доживают свой век, голодая. Их аудитория мельчает с каждым годом. Как следствие, у автора, желающего быть прочитанным, отпадает необходимость обязательной публикации в литературном журнале. Куда более результативным оказывается путь через сетевые ресурсы для писателей или публикация в собственном блоге или группе.

            Издатели тоже сегодня мало внимания уделяют наличию публикаций в периодической печати и вообще «литературному пути» автора как таковому. Для издателя важно, будет ли продавать книга или нет, и как повлияют факты биографии ее автора на продажи. А такой факт, как наличие публикаций в журналах «Звезда» и «Юность», современного читателя, к сожалению, вряд ли привлечет.

 

Вопреки законам рынка

            Но есть другая сторона этой тусклой медали. Дело в том, что сами литературные издания не готовы признавать своего положения аутсайдера литературного мира. Более того, многие из редакторов убеждены, что они по-прежнему правят бал и непосредственно влияют на современный литературный процесс. Отсюда тот же скепсис в отношении новых неизвестных авторов, что и несколько десятилетий назад. Тот, кто сталкивался, тот знает, как некоторые (обратите внимание: не все, а некоторые) редактора литературных журналов способны подпортить кровь неофита.

           В результате юные авторы ломают копья и перья о непоколебимость редактората, переписывают рукописи годами (и это не шутка) по той причине, что текст «не подходит под формат», стараются «подписаться» под требования литреда – и все за ради вожделенной публикации в журнале, которую (о небо!) никто, кроме самого автора и его близких, не заметит.

           Попасть в число авторов даже с талантливым гладким текстом сегодня трудно, это факт. А с текстом, нуждающимся в литературной правке, тем паче. Почему не печатают или печатают, но неохотно? На одном из занятий учебного курса «Литератор» в петербургском Институте культурных программ один из редакторов одного литературного журнала сказал правду: зачем делить уже поделенный пирог на еще большее число кусков?

 

Вещь в себе

           И тем не менее, на печатном рынке сегодня по-прежнему существуют серьезные литературные издания с громким именем, честной репутацией и добрыми традициями, объективным и справедливым редакторатом. Мы отдаем дань уважения именитым журналам. Но сегодня приходится признать, что даже самые порядочные из них становятся некоей вещью в себе, поскольку читают их в основном люди от литературы.

          Не будем спорить, публикация в толстом литературном журнале по-прежнему лестна для начинающего автора, тешит его самолюбие и вселяет надежду на успех. Но надо признать, что если те силы, что будут затрачены на публикацию там, направить на работу над рукописью или саморекламу в Сети, то автор придет к намеченной цели – известности и признанию – гораздо быстрее.

 

 Перечень литературных журналов с громким именем и богатой историей (сегодня бы их называли культовыми или легендарными):

(Название издания, специфика, год основания)

«Арион» поэзия 1994

«Волга» художественная литература 1966 г.

«Вопросы литературы» критика и литературоведение 1957 г.

«Дружба народов» художественная литература, публицистика 1939 г.

«Звезда» художественная литература 1923 г.

«Знамя» художественная литература 1931 г.

«Иностранная литература» переводная литература 1955 г.

«Континент художественная литература» публицистика и религия 1974 г.

«Митин журнал» художественная литература1984 г.

«Нева художественная литература» 1955 г.

«Новая Юность» поэзия, эссеистика, новеллистика 1993 – ребрендинг «Юности» 1955 г.

«Новое литературное обозрение» критика и литературоведение 1992

«Новый мир» художественная литература, публицистика 1925

«Октябрь» художественная литература 1924

«Урал» художественная литература, публицистика 1958



Добавить прозу
Добавить стихи
Запись в блог
Добавить конкурс
Добавить встречу
Добавить курсы