Пиши .про для писателей

Автор-издатель - варианты сотрудничества




     Вы написали книгу и хотите ее опубликовать за счет издателя. Более того – вы мечтаете заработать на своей рукописи. Поэтому возлагаете надежды на книжное издательство, рассчитывая, что оно возьмет на себя все расходы по публикации и рекламе. Возможно ли это в современных условиях? Каковы взаимные обязательства автора и издателя? И чем для писателя может обернуться издательская щедрость?

 

            Идеальная пара

            Рукопись принята к публикации, автор счастлив, и на радостях подписывает договор о сотрудничестве с издательством, зачастую не вдаваясь в детали и не вчитываясь в условия дальнейшей работы. На старте он готов писать по двенадцать часов в день и выдавать по пять романов в год, лишь бы быть напечатанным, узнанным, любимым аудиторией и больше не ломать голову над тем, как издать книгу.

            Но эйфория проходит, а договор остается. Что же он может таить в себе?

            Чаще всего, учуяв запах успеха, и как следствие возможность извлечь прибыль, издательство предлагает автору публикацию книги за свой счет (во всяком случае, так бывало раньше в докризисные, досетевые времена). Это значит, что всю допечатную подготовку рукописи издательство берет на себя. Вычитка литературным и техническим редакторами, корректура, разработка дизайна (иллюстрирование), верстка, реклама, распространение за счет книжных сетей – всем занимается издательство. Это довольно трудоемкая и дорогостоящая работа.

Отыгрывается издатель на том, что фактически полностью поглощает прибыль от продажи книги, выплачивая автору гонорар вначале сотрудничества и небольшой процент после, в случае успеха издания. Начальный гонорар (оплата продажи рукописи) рассчитывается индивидуально в зависимости от объема, актуальности темы, известности автора, заинтересованности издателя. Никаких средних цифр, к сожалению, назвать не можем, так как они всегда разнятся – от 10 до 95 тыс.руб. за рукопись (верхняя планка – случай исключительный).

И даже такой вариант – с 15 тыс.руб. в качестве гонорара на старте ‑ сегодня можно считать идеальным, поскольку обе стороны оказываются в выигрыше. Разумеется, если книга выстрелит, то есть будет распродан весь тираж подчистую, а издательство получит сверхприбыль, автор в финансовом отношении проиграет. Больше того процента прибыли, который указан в договоре, он не получит. Более того, по договору успешный автор должен будет вновь садится за письменный стол и обеспечить издателя новым продаваемым шедевром… В этот момент логично нанять независимого литературного агента, который будет отстаивать интересы автора и сумеет не допустить ситуации, когда писатель превратиться в литературного раба издательства.

 

            Партнеры по бизнесу

            Существует альтернативный вариант, предполагающий равное финансовое участие сторон в издании книги. То есть автор оплачивает часть допечатных работ, например, редактуру и верстку, а книга получает распространение через книжные сети, с которыми у издательства заключен договор. Прибыль от продажи также в этом случае делится между автором и издателем, если не в равных долях, хотя бы по принципу, позволяющему писателю чувствовать себя партнером по бизнесу, а не литературным рабом или поставщиком творческого продукта.

            Для кого выгоден этот вариант сотрудничества, собственно, помимо финансово независимых авторов? Однозначно для тех, кто хочет принять участие в оформлении книги и организации рекламной кампании. Ведь в первом случае издатель сам определяет внешний вид издания и способы рекламы, а пожелания автора только выслушиваются, но в расчет не берутся.

То есть бал правит тот, кто несет финансовую ответственность. И если она делится поровну, то и влиять на процесс издания книги могут две стороны.





Вам могут быть интересны похожие материалы




Комментарии ()


    Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.