Пиши .про для писателей

В ВШЭ будут готовить магистров по программе «Литературное мастерство»

В ВШЭ будут готовить магистров по программе «Литературное мастерство»

Высшего “литературного” образования стало больше



Если раньше высшее “литературное” образование мог обеспечить только Литинститут ми. М.Горького, то с 2017 года магистерскую программу «Литературное мастерство» открывает и «Высшая школа экономики». Академический руководитель — писатель и филолог Майя Кучерская. Программа нацелена на подготовку универсальных специалистов, писателей в самом широком смысле этого слова – сочинителей художественной прозы и научно-популярных текстов, сценаристов, драматургов, копирайтеров.



Литераторы в ВШЭ



        Новая программа ВШЭ – для авторов, заинтересованных в получении “литературного” образования, рассчитана на два года, обучение очное, платное. Вступительные испытания в 2017 году –  портфолио и собеседование. 
       Идеолог создания образовательной программы для литераторов – писатель и филолог, автор успешного московского проекта «Creative Writing School» Майя Кучерская подчеркивает, что обучение будет ориентировано на подготовку профессиональных литераторов. Готовить будут универсалов, специалистов, способных писать, в том числе и под заказ, что обусловлено необходимостью для автора искать работу вне книжного рынка. «Чисто академических дисциплин будет всего несколько – рассказала Майя Кучерская новостной службе ВШЕ. — Но и их фокус будет очень конкретным, отчасти прикладным. Нормальная школа волшебников. Хогвартс, только вместо заклинаний — слова, и вот уже… читатель корчится от смеха, или, наоборот,  потянулся за носовым платком, утирает слезы, или волнуется, успеет ли герой впрыгнуть в поезд. Или просто улыбается тихо, потому что в пасмурный ноябрьский день его комнату залил солнечный свет, ландыши зацвели. Магия слова. Вот чему мы будем учить. К счастью, есть на что опереться. У меня на подоконнике стоит уже две башни отличных американских и британских учебников по creative writing.»
       Преподавательский состав обещает быть звездным. По словам Майи Кучерской, «просто ослепительным». Имен организаторы пока не называют, но сообщают, что помимо известных литераторов вести занятия для студентов будут преподаватели Школы филологии ВШЭ.



Дефицит знаний



       Открытие магистерской программы в ВШЭ довольно симптоматично: рынок образовательных услуг в последние годы мощно обогатился литературными курсами повышения квалификации, в то время как с высшим образованием по-прежнему дела обстояли не самым лучшим образом. Только Литинститут им. М.Горького как высшая школа мог обеспечить желающим необходимый доступ к знаниям «писательского» характера. Многочисленные факультеты филологии тоже, казалось бы, работают в этом направлении, и все ж таки выпускники филфаков хорошо знают, что их учебная программа ориентирована на анализ и исследование художественного текста, а не его создание.
        В то же время число авторов, готовых вкладываться в повышение уровня профессиональной подготовки в последние годы значительно выросло. Как следствие можно было диагностировать определённый образовательный голод начинающих авторов, ищущих профессиональных знаний. Голод, который краткосрочные учебные курсы утолить в состоянии не всегда в силу специфики своего формата. Поэтому можно смело сказать, что в целом идея открытия программы высшего образования для литераторов лежала на поверхности. И учитывая темпы развития профессиональных сфер, так или иначе связанных с писательством, можно прогнозировать рост популярности магистерской программы ВШЭ.



P.S. Мы будем рады, если в комментариях вы поделитесь опытом посещения любой школы писателя



28 Ноября 2016    Редакция 1    933 Рейтинг: +2

Вам могут быть интересны похожие материалы:


Два писательских рынка

Известность – товар дефицитный, поэтому всем поровну не отпускается. Если судить по продукции книжных магазинов, литературный процесс сегодня формируется только парой десятков авторов. Однако Союз писателей России насчитывает более тысячи литераторов. При этом неизвестные массовому читател.. Читать дальше
656 5 +2

Зачем писателю раскручивать свое имя?

Внимание: речь идет о раскрутке имени, а не о рекламе книги. С книгой-то все ясно: написал – продавай, а значит рекламируй. А вот имя? Для чего его пиарить? И почему современные авторы лезут из кожи вон, чтобы сделать известным не столько свое произведение, сколько себя?.. Читать дальше
1453 2 +3

Роман Сенчин о книжном рынке, издательствах и писательском пути

Прозаик, литературный критик, лауреат премии «Большая книга» Роман Сенчин рассказал о том, как устроен российский книжный рынок, о своем литературном пути и о том, как молодым авторам сегодня завоевывать аудиторию... Читать дальше
136 0 0


Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии и оценивать публикации:

Войти или зарегистрироваться

Комментарии (4)

  1. Jack Smoley 11 декабря 2016, 13:25 # 0
    «Идеолог создания образовательной программы для литераторов – писатель и филолог, автор успешного московского проекта «Creative Writing School» Майя Кучерская подчеркивает, что обучение будет ориентировано на подготовку профессиональных литераторов. Готовить будут универсалов, специалистов, способных писать, в том числе и под заказ....»------ну так с этого и надо было начинать — писать на заказ.

    История знает много примеров, когда писателю оплачивали его ещё не написанную книгу наперёд — оплачивал издатель. Однако, издатель не задавал тему, не озадачивал писателя — о чём ему писать и как, сюжет и техника писания — этот вопрос автор решал сам. И решает сам. Тот, же кто «заказывает» произведение, он заказывает и сюжет и заключённую в нём мораль. Такое «заказное» произведение — это суррогат, такое произведение не может быть настоящим, нужным и искренним. Вопрос кому нужны подобные произведения, оставим открытым.

    Другое дело — заказать техническую статью, определённое исследование, и тд. — здесь не нужен литературно-художественный язык, он даже может помешать в восприятии специфической темы, довольно и просто грамотной письменной речи. Так, что же, для этого надо заканчивать литературный институт? А как насчёт того, что туда может попасть бездарь или, наоборот, экстремист? Ему выдадут диплом?

    Что такое «успешный автор»? Не объяснит ли написатель статьи?

    Что такое «Идеолог создания образовательной программы для литераторов»? Идеолог для литератора? Это что такое и зачем? Идеолог учит что и как нужно делать, не правда ли? В данном случае — что и как писать. То есть, после вот такой «подготовки» мы получим стройные ряды идеологически правильных авторов?

    Что такое вообще эта «подготовка профессиональных литераторов»? Толстой был литератором или нет? Джек Лондон был литератором или нет? Высоцкий был литератором или нет? Моё мнение, что все они были литераторами. Так, что же, можно, оказывается, закончив вот такую «подотовку», стать Толстым, Джеком Лондоном или Высоцким? Я, конечно, утрирую, ибо «вторых» таких не будет. Но имеется ввиду уровень вышеозначенных литераторов. И, что же, после упомянутой «подготовки» можно получить соответствующий уровень?

    Необходимо осознать, что литератор, автор, писатель — это, прежде всего, уровень и качество СОЗНАНИЯ. И необходимо осознать, что грамоте и чистописанию обучить можно, а вот изменить (поменять) одно сознание на другое почти невозможно. Если это и возможно, то, по крайней мере, не на «курсах литераторов». Это первое. И второе. А разве в обычной средней школе нас не учили целых десять лет правописанию и чистописанию? Замечу также, что многие классики вобще не имели образования, но писали при этом грамотно. Нет, всё же, каждый из них учился в школе — это была школа жизни и это были книги Мировой литературы — вот это единственная настоящая школа литературного слова: читай и учись!

    1. Редакция 22 декабря 2016, 18:42 # +1
      Здравствуйте. Ваша точка зрения относительно «литературного образования» понятна и довольно распространена, поскольку писательство связано с таким явлением, как талант. И подчас для создания качественного произведения только таланта и достаточно. Но это случаи, согласитесь, уникальные и касаются они уникальных произведений, высокой литературы.
      Прежде чем мы начнем отвечать на ваше сообщение, хотелось бы внести ясность: Пиши.про – информационный ресурс, стремящейся к объективному отражению литературной действительности, а также исследованию литературного процесса. И лично мы, как вы понимаете, не несем ответственности за создание ВШЭ учебной программы для начинающих писателей, хотя относимся к этой идее с большим уважением.
      Теперь, если позволите, ответим вам попунктно, дабы избежать хаоса.

      1. По поводу «писать на заказ». Вы оборвали цитату на самом интересном месте, контекст, как водится, утратился. Восстанавливаем цитату и контекст. Учебный курс, насколько мы понимаем из описания его автора Майи Кучерской, будет ориентирован на подготовку профессиональных литераторов, способных «писать, в том числе и под заказ, что обусловлено необходимостью для автора искать работу вне книжного рынка». Обратите внимание на эти «в том числе» и «вне». Речь не идет о джинсе, то есть заказной журналистике или заказной литературе, о литературном рабстве и прочих других пограничных явлениях, речь ведется о работе в тех профессиональных средах, где автору приходится писать по заданию, работая вне поля книжного рынка. Например, классическая журналистика, копирайтинг, связи с общественностью, редактирование, экскурсоводческая деятельность и т.д. Ведь ни для кого не секрет, что авторам, особенно начинающим, довольно часто приходится совмещать свою писательскую деятельность с окололитературным трудом и в поисках способов заработка выходить за рамки книжного рынка. Полагаем, именно этот заказ имелся в виду.
      2. «Успешный автор». Мы в этом тексте не встретили подобного словосочетания. Если все же давать определение успешности, то мы столкнемся с махровой субъективностью. Для одних авторов синонимом успеха будет присуждение «Букера», для других – тираж в 1000 экземпляров. Все зависит от эстетического сознания, этического кодекса автора, его амбиций и способностей к адекватному самовосприятию.
      3. По поводу слова «идеолог». Идеолог – (в самом простом значении) автор идеи, вдохновитель. Здесь имеется в иду автор идеи создания программы высшего образования для начинающих писателей.
      4. Насчет того, был ли Толстой литератором или нет. Толстой, равно как и упомянутые вами Джек Лондон и Высоцкий были писателями грандиозного таланта. Однако не отсутствие высшего образования у Толстого сделало его писателем. Да и вряд ли у кого-то повернется язык назвать Джека Лондона необразованным, несмотря на отсутствие диплома. А Владимир Семенович окончил гуманитарный МХАТ. К слову сказать, многие писатели мировой величины имеют «профильное» образование: Грибоедов, Гончаров, Тургенев, Тютчев, Фет, Блок, Мандельштам и многие другие, в их числе и наши современники.
      Здесь важно понимать, что не наличие или отсутствие «литературного» образования делает автора писателем. Однако оно способно дать людям, ищущим профильных знаний, теоретическую базу, познакомить с историей мировой литературы, дать доступ к искомой информации, приоткрыть дверь в святая святых творческих мастерских. Все ли выпускники смогут называться писателями? Навряд ли. Равно как и не все выпускники медицинских вузов могут смело именоваться врачами.
      5. Про особый тип сознания. Любой учебный курс не бывает ориентирован на смену сознания и никто их учредителей не декларирует этой затеи. Учебная «литературная» программа дает систематизированные знания по истории и теории литературы, активно исследует творческие методы мэтров, то есть дает (мы на это надеемся) исчерпывающие знания о литературе, знания, которых средняя школа обеспечить не в состоянии. Да, мы согласны: сегодня этими «профильными» знаниями можно овладеть самостоятельно, даже не выходя из дома. Но это обстоятельство не умаляет ценности образовательной программы для начинающих писателей. Высшее образование залатывает дыры незнания, и ополчаться на него за тот факт, что многие талантливые литераторы не имели диплома, согласитесь, как минимум неэтично.

      Надеемся на понимание.
      С уважением,
      команда информационного портала Пиши.про
      1. Александра 03 января 2017, 07:03 # +2
        Имела честь закончить как раз те самые ВЛК — Высшие литературные курсы при институте им. Горького. Они платные. Но нисколько не пожалела. Там уклон именно в классику и в историю (кому интересно). Может писать там и не учат, больше идет анализ и разбор произведений других авторов, но на профессиональном уровне. То есть, не как в интернете: нравится — не нравится. Информации действительно много, но зато там учат думать + преподаватель дает советы по написанию. Есть там и творческие задания на заданную тему. Например, дописать за классиком (М. Ю. Лермонтовым) неоконченный рассказ («Штосс»). Довольно хороший стимул, и в историю погружаешься и пишешь за другого. Не вижу ничего плохого в написании на заказ. Лучше всего для начинающих иметь дело с профессионалами. Школ по обучению действительно много, они дают некоторый стимул для писателей. Иногда просто объясняют существующие литературные приемы. В этом случае любопытен один писатель Станислав Севастьянов (мастер миниатюр). Хорошо вдохновляет и объясняет книга Ю. А. Никитина «Как стать писателем». Научить писать можно и даже нужно, потому как развелось графоманов в сети великое множество.
        1. Редакция 07 января 2017, 03:02 # +1
          Александра, спасибо за высказанное мнение. Мы тоже считаем, что литературное образование может быть полезно. Причем не только графоманам, но и авторам поистине талантливым. А мотивирующей литературы и книг, посвященных писательству, действительно, великое множество. Каждый сумеет найти что-то по душе. И как раз в ближайших планах Пиши.про открытие раздела, посвященного обзорам профессиональной литературе. Так что будем рады, если найдете что-нибудь полезное.

        Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.


        + -