Пиши .про для писателей

Можно ли научить писать книги

Можно ли научить писать книги

     Верит ли Пиши.Про, что можно научить писать книги, кого угодно? Будем честны: нет, не верит. Но мы убеждены, что умелого рассказчика можно научить избегать стилистических ляпов, а хорошему стилисту на пользу, наверняка, пойдет знакомство с разновидностями сюжетов, смелый же фантазер, не знающий, как начать роман, будет рад информации о том, как написать вступление…


       Наделенному литературным чутьем человеку можно помочь, задать вектор, сориентировать, подчас просто подбодрить. И это окрылит, замотивирует, подгонит, придаст сил для новых литературных открытий, для завершения романа, для встречи с издателем. Но вот тем, кто не имеет склонности к литературному труду, а просто мечтает о писательской славе, толку от специализированных курсов будет немного.


       А надо признать, количество предложений пройти курсы писательского мастерства за последние два года существенно увеличилось. Еще лет пять назад на рынке образовательных услуг эта ниша явно и недвусмысленно пустовала: крайне мало было коммерческих учебных программ для литераторов, а уж о государственном образовании и говорить нечего: только филфаки, где готовят филологов, и московский Литинститут. А что мы имеем теперь? Множество разнородых коммерческих мастерских и курсов, в том числе работающие в формате онлайн, посвящены писательскому мастерству. Образовательный рынок мощно обогатился предложениями для литераторов и тех, кто хочет ими стать. Разумеется, это прорыв.


      Но не дает покоя вопрос: можно ли ими, то есть литераторами, стать, посетив специализированные курсы? Все-таки писатель – не бухгалтер и не программист, хотя и тем, и другим без явных склонностей к бухгалтерскому учету и программированию стать довольно проблематично.


      К сожалению, правда в том, что, не имея никакой склонности к письму и делу литературы, стать хорошим писателем невозможно: большую, серьёзную, качественную прозу ни на каких курсах писать не научат, как бы их организаторы не старались убедить в обратном своих абитуриентов, на которых они просто хотят заработать. Что ж, вполне естественное желание.


      Писательство ‑ это наитие, это цепь мистических озарений, это интуитивные догадки на грани провиденья. Мастерство? Да, разумеется, но им все не исчерпывается. Умение писать гладкие тексты вырабатывается с годами практики, но в основе творческого акта письма лежит не только сухое знание синтаксиса и морфологии, теории литературы и законов построения художественного текста. Писатель ‑ всегда больше, чем просто литературовед. Писательство, подлинное писательство, то есть создание текста не ради наживы и славы ‑ это акт творения. В то время как мастерство ‑ есть ремесленничество. Ремесленник ли подлинный писатель? Вряд ли. Писатель не может освоить раз и навсегда практику создания текста. Помните, как Маяковский противопоставлял поэта столяру: вот столяр научился мастерить табуретки, и этот навык будет кормить его всю жизнь. А литератору нужно всякий раз выдумывать что-то новое, он не имеет права вечно эксплуатировать приём, освоенный однажды. Он в постоянном поиске, в вечном застывшем мгновении созидания.


     Можно ли этому научиться на курсах для писателей? Законам построения художественного текста – да, стилистическим особенностям прозы мэтров мировой литературы – разумеется, основам редактирования – конечно. Но есть ли такие, где раскрывают литературный потенциал любого желающего? Если найдутся, искусство окажется перед их создателем в большом долгу. А пока – увы.


 P.S. Сайт для писателей Пиши.про предлагает читателям оставлять комментарии и делиться своими соображениями о том, можно ли научить писать книги кого угодно.


27 Октября 2015    Редакция 1    2452 Рейтинг: +6

Вам могут быть интересны похожие материалы:


Лето и писательство

Человечество, особенно его северная часть, всегда пребыаало в мечтах о лете. Лета ждут как искупления зимней тоски, как вдохновения и гонорара, как жизни, которой будешь истинно жить, а не только мечтать о ней... Читать дальше
1079 2 +2

96 книг, которые Кинг советует читать авторам триллеров

Чтение художественной прозы – вот главный университет писателя, по мнению Кинга. В послесловии к мемуарам о писательском ремесле “Как писать книги” он публикует список из 96 произведений, которые стоит прочитать англоязычному автору. Российским писателям тоже можно взять на заметку... Читать дальше
759 0 -1

Два писательских рынка

Известность – товар дефицитный, поэтому всем поровну не отпускается. Если судить по продукции книжных магазинов, литературный процесс сегодня формируется только парой десятков авторов. Однако Союз писателей России насчитывает более тысячи литераторов. При этом неизвестные массовому читател.. Читать дальше
827 5 +2


Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии и оценивать публикации:

Войти или зарегистрироваться


Чтобы общаться и делиться идеями, заходите в чат Telegram для писателей.

Комментарии (3)

  1. Артур Линник 08 октября 2016, 05:12 # 0
    Убеждён, что писательству научить практически невозможно. Однако сейчас очень много литературных сайтов, где очень много авторов размещают свои произведения. Конечно всё это любительщина и графомания. К таковым авторам я и себя причисляю. Настоящим писателем станет тот автор, кто не пожалеет сил, личного времени, финансов(безусловно), чтобы продвинуть своё творение к читателю. В этом процессе участвуют ещё и другие деятели от литературы — редакторы, корректоры и прочие специалисты. Только тогда, когда изданные в обычном формате книги, станут расходиться, как свежие пирожки, можно признать этого автора писателем. Спрос на книги — это и есть истинная оценка писательского искусства.
    1. Александра 03 января 2017, 08:24 # 0
      На литературных сайтах присутствуют и профессионалы. Графоманией там и не пахнет. Графоман — человек, неспособный обучаться чему-либо. Просто на этих сайтах присутствуют читатели, не умеющие писать нормальные аннотации и рецензии, разбирать художественное произведение, люди с непритязательным вкусом, поэтому правду узнать невозможно. Ведь авторам нужно знать лишь одно — если не нравится, то почему (ошибки, нет идеи, или слабый сюжет, картонные герои, штампы и т.д.), и если нравится — почему (хорошая идея, сильная; увлекательный сюжет, удачные описания, диалоги, колоритные герои и т.д.). У каждого свой вкус, кому-то нравятся детективы, кому-то фантастика, а кому-то история. Не в обиду будет сказано Дарья Донцова, если это действительно пишет она сама, то явный талант. И не потому, что ее издают массовым тиражом. Иронический детектив — раньше такого жанра не существовало. Я не ее поклонница, но надо отдать должное — пишет хорошо (хоть и бульварное чтиво).
      1. Светлана Рожкова 03 января 2017, 15:42 # +1
        Даже читать не возьмусь Донцову. Хватило одной неудачной попытки и передачи, где её в возведении чёрной лжи на человечество обвиняли люди, уделившие куда больше моего внимания её творчеству. Лучше бы пирожки пекла. Я не поклонница бульварного чтива. Не отказываясь от любых жанров в принципе — вещь бывает сильной, слабой и никакой — проходной, написал и ладно. Да и в разное время суток, возраста и обстоятельств хочется и сладкого, и солёного, в разнообразии сила, в том числе жанровом. Александра, разве вам не по нраву, что ваши собственные рассказы вызывают гораздо больше симпатии и интереса, чем «желчь» Донцовой, она прекрасно существует без нас! Что мы ей тут рекламу делаем? Думается, что её читательницы подстать авторским персонажам — сплетницы и авантюристки, или кому в жизни драйва не хватило. А насчёт, можно ли научить писательству — есть выражение мудрое, не знаю, кому принадлежащее — «научить нельзя, а научиться можно» — было бы желание! А графомания — в чистом переводе — страсть к письму (ничего умаляющего в слове «графоман» нет), думаю, человек заслуживает внимания хотя бы, уж если не уважения и понимания, испытывающий потребность высказаться на бумаге, и не испрашивает ни у кого в том себе разрешения, как и в любом другом деле, и уже только команда профи и читателей, время и обстоятельства решат именоваться ему писателем или остаться графоманом. Есть люди со средним специальным образованием реализующие себя на сто процентов, а есть с высшими двумя сценарным и режиссёрским, работающие грузчиками!

        Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.


        + -