Пиши .про для писателей

Азы писательства: с чего начинать и как преуспеть

Азы писательства: с чего начинать и как преуспеть

Про то, каково это – писать, и как это делать, если раньше никогда ничего не сочинялось, не придумывалось и не писалось. Писательские приёмы и нехитрые техники, овладеть которыми смогут начинающие авторы. Мануал для тех, кто стоит в начале пути и хочет протестить профессию писателя.



 



Здравствуй, брат! Писать – очень легко



         Годами думаешь: завтра начну. И не начинаешь. Смотришь по сторонам, подчас завидуешь, но буксуешь. Кажется сложно, неподъемно, и время еще не пришло,  да и вдруг не выйдет… Знакомо? И что любопытно, касается очень многих дел: от занятия спортом до выбора супруги. И писательство сюда же.
         Дело в том, что литературными способностями от природы обладают очень многие люди, формально далекие от литературы. Близкие называют их хорошими рассказчиками, придумщиками, балагурами, сочинителями, но те теряются, когда нужно изложить свои мысли на бумаге, а некоторые – когда  надо их публично выразить. Кому-то не хватает смелости, выдержки, терпения, веры окружающих, и даже элементарной уверенности в том, что начать – это легко. А ведь начать – это действительноёёёёёё легко. Стоит только погрузиться в процесс создания текста, и магия уже здесь.
         И хотя, петербургская литературная легенда гласит, что писатели из объединения Серапионовы братья (Петроград, 1921-1926 гг..) встречали друг друга фразой: «Здравствуй, брат! Писать очень трудно…», мы убеждены в том, что сегодня автору писать куда легче, чем, допустим, 20-30, а уж тем более 100 лет назад. К услугам современного автора все прелести и премудрости мультимедиа, информационных технологий, а ещё мгновенный доступ фактически к любой информации и возможность делиться своей работой с такими же начинающими авторами. Да и писательство сегодня не считается делом экстравагантным. Стремление посвятить себя литературе и раздумья и о том, как стать писателем, редко вызывает удивление, а тем более возмущение  окружающих, как бывало некогда. Да, литература ‑ не финансы, но при известных способностях, усердии и удачном стечение обстоятельств писательство может прокормить не хуже любой другой офисной профессии. Попробовать стоит.



Фиксируем жизнь на бумаге



        Самый главный герой на этом этапе ‑  маленький бумажный блокнот (или его электронная версия на любом гаджете), который всегда под рукой и куда в любое время дня и ночи автор записывает 1) фразы, 2) идеи, 3) мысли; все любопытное, что слышит на улице или читает в Сети, все, что придумывает в часы поездок до работы/учебы/дома. И диктофон, на который можно оперативно записать (наговорить) любопытную мысль в том случае, если записывать от руки или печатать неудобно.
       Принцип работы очень прост: человек все время что-то осмысляет, придумывает, анализирует. Почему бы не записать свои мысли или мысли людей, нас окружающих? Именно так и начали поступать блоггеры чуть больше десятилетия назад. Многие из них преуспели в деле фиксирования своих и чужих мыслей и даже сумели на этом разбогатеть. Начинающему автору тоже стоит пойти по этому пути: методично записывая все, что приходит в голову и все, что слышат уши: в основе больших романов лежат простые микро-истории, эпизоды, скрепленные диалогами из обычной, повседневной жизни. Конечно, можно все выдумать, как Айзек Азимов. А можно и списать с натуры, как Федор Достоевский и Лев Толстой. А можно пойти по пути Рэя Брэдбери, создавая произведения из смеси фантазии и реальности. Автору, только нащупывающему литературный путь, можно попробовать потренироваться и в том, и в другом, и в третьем деле. Но, согласитесь, каждый день жизнь показывает нам неограниченное число сцен, многие из которых достойны упоминания в литературном произведении (пусть беллетристическом, но все же литературном).
        Итак: фиксируем свои мысли, диалоги, услышанные на улице/работе, удачные фразы, описываем любопытные сценки, которые увидели днем.



Пишем короткие истории



        Овладеваем навыками рассказчика: придумываем короткие, подчас крошечные истории из пяти, трех, и даже одного предложения. Истории записываем в блокнот или наговариваем на диктофон. Что это могут быть за истории: во-первых, большие романы, замысел которых вынашивают все авторы; во-вторых, описание сценок из жизни, подсмотренных в течение дня; в-третьих, переложение на свой лад знаменитых историй. На этом этапе задача начинающего автора состоит в том, чтобы научиться внятно излагать свои мысли формулировать идеи так, чтобы читатель понял, о чем речь.
       На старте есть смысл придумывать очень короткие истории с финалом и без него, просто ради того, чтобы научиться излагать мысли и создавать законченные этюды. То есть тренироваться сочинять.
        Пример короткой истории. На ДТП с участием двух легковых автомобилей приехали сразу три машины с сотрудниками ДПС, которые никак не могли решить, кому заниматься аварией: каждый хотел домой, на ужин.

        Лирическая история, чуть подлиннее. Грустный мужчина средних лет пережидал дождь, стоя под козырьком у входа в метрополитен. У него не было зонта, зато был костюм, который не хотелось промочить и деловая встреча, на которую нельзя опаздывать.  Дождь не прекращался. Мужчина нервничал, почти страдал. Мимо проходила орава детей в сопровождении матери: все сплошь в дождевиках. Вдруг лицо мужчины озарилось. Нет, он не придумал способ смастерить дождевик из полиэтиленового пакета, потому что пакета у него не было. Зато на память ему пришли детские прогулки под дождем, брызги, прыжки, запретное счастье. Он больше не страдал.



        Мы советуем пойти по пути, проложенному Рэем Брэдбери, а именно создавать по одному рассказу (короткой истории, зарисовке, этюду, сцене) в день. Так, к концу года автор получит 364 рассказа. Если хотя бы десять процентов из этого окажутся пристойного литературного качества, это будет успех. Из полученного материала можно будет создать полноценный рассказ/повесть/начало романа. Возможно, все истории сами собой сложатся в гармоничный пазл крупного произведения, и окажется, что ежедневная короткая тренировка приведет к достижению глобальной цели.



Просто читаем



         Самая простая и самая приятная рекомендация: читать качественную художественную прозу каждый день. В результате, во-первых, повышаем литературную культуру, во-вторых, расширяем словарный запас, в-третьих, учимся приемам создания произведения, развития сюжета, описания персонажей. Просто сидим, читаем, получаем удовольствие от чтения и становимся чуть компетентнее, чуть умнее, чуть ближе к цели.
        Здесь же стоит упомянуть о чтении профессиональной литературы для писателей. Полезно читать все, но использовать на практике, выборочно и разумно. Потому что, например,  Айн Рэнд рекомендует описывать все мыслительные процессы героя, давать мотивировку его любому поступку, а, допустим, И.С.Тургенев этого не делает, во всяком случае, не всегда, и его произведения не сильно от этого проигрывают. Поэтому без разбора следовать всему, что написано в пособиях для начинающих сочинителей не стоит, но вот использовать такие пособия в качестве проводника в мир литературы, позволяющего познакомиться с профессиональной средой, очень желательно.



Книги для писателей:



  • Александр Гордон Смит «52 способа написать бестселлер»
  • Айн Рэнд «Искусство беллетристики»
  • Ахманов Михаил «Литературный талант. Как написать бестселлер»
  • Барякина Эльвира «Справочник писателя»
  • Борис Грифцов «Психология писателя»
  • Брэдбери Рэй «Дзен в искусстве написания книг»
  • Варгос Льоса «Письма молодому романисту»
  • Генри Миллер «Размышления о писательстве»
  • Генри Миллер «Сочинительство»
  • Джанни Родари «Грамматика фантазии»
  • Джеймс Н. Фрэй «Как написать гениальный детектив»
  • Джэймс Н. Фрэй «Как написать идеальный роман»
  • Дэвид Линч «Поймать большую рыбу»
  • Константин Паустовский «Золотая роза»
  • Митта Александр «Кино между адом и раем»
  • Михаил Ахманов «Советы начинающим литераторам»
  • Найджел Воттс «Как написать повесть»
  • Никитин Юрий «Как стать писателем»
  • Николай Басов. «Творческое саморазвитие или как написать роман»
  • Нора Галь «Слово живое и мертвое»
  • Ренди Ингермансон «Метод сежинки. Как писать романы»
  • Роберт Макки «История на миллион долларов»
  • Рой Питер Кларк «50 Приемов Письма»
  • Роман Арбитман «Поединок крысы с мечтой»
  • Сомерсет Моэм «Искусство слова»
  • Умберто Эко «Шесть прогулок в литературных лесах»
  • Харуки Мураками «О чем я говорю когда говорю о беге».
  • Энтони Уэстон «Аргументация. Десять уроков для начинающих авторов»
  • Юрген Вольф «Школа литературного мастерства. От концепции до публикации. Рассказы, романы, статьи, нон-фикшн, сценарии, новые медиа»
  • Генри Миллер «Размышления о писательстве».
  • Генри Миллер «Cочинительство»

        Казалось бы, простые советы, лежащие на поверхности. Но если следовать им регулярно, то любому начинающему сочинителю удастся не просто сдвинуться с мертвой точки и начать писать, но и преуспеть в это нелегком, на первый взгляд, деле.
 



04 Октября 2017    Редакция 0    240 Рейтинг: 0

Вам могут быть интересны похожие материалы:


Провал агрессивных писателей

Одна ныне известная писательница, на которую очень рассчитывал издатель, своим поведением чуть не провалила продажи своей книги. Она не скандалила и не бузила, но методично разрушала имидж автора, которого можно называть любимым. Как она это делала? И как удалось исправить положение, читай.. Читать дальше
870 0 0

Качества писателя

Оказаться на вершине литературного олимпа удается немногим. Этих счастливчиков знают в лицо, им завидуют обыватели, и многочисленные аналитики оценивают особенности их характера, метода, стиля, пытаясь ответить на нехитрый вопрос: кому же благоволит удача? И какие качества позволяют добить.. Читать дальше
2581 0 0

Где получить «литературное» образование

Современным литераторам приходится туго. Слишком велика конкуренция, высоки запросы издательств, чересчур требовательна аудитория. В гонке за успехом литератору приходится каждый день доказывать свое право на лавры писателя. А как известно, самым надежным профессиональным щитом испокон век.. Читать дальше
10404 0 0


Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии и оценивать публикации:

Войти или зарегистрироваться


Чтобы общаться и делиться идеями, заходите в чат Telegram для писателей.

Комментарии (0)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.


    + -