Пиши .про для писателей

Повествование как функционально-смысловой тип речи

Повествование как функционально-смысловой тип речи

        Повествование – основа произведения, кровеносная система романа. Автор может писать, как ему вздумается, но он так или иначе повествует о чем-то. Поэтому автору, задавшему целью освоить теорию литературы, не худо бы знать и о таком функционально-смысловом типе речи, как повествование, побольше.

 

Типы повествования

В зависимости от характера содержания выделяют изобразительное и событийное повествование.

 

        Изобразительное повествование

        Задача изобразительного повествования – изобразить последовательность физических действий, смену физических состояний природы или персонажа.

  • Строится на однородных сказуемых, выраженных глаголами совершенного вида:

         «Бегемот отрезал кусок ананаса, посолил его, поперчил и после этого так залихватски тяпнул вторую стопку спирта, что все зааплодировали» М.Булгаков «Мастер и Маргарита».

        Здесь выделенные однородные сказуемые передают последовательную смену действий персонажа. В это фрагменте преобладает лексика с предметным значением, задача которой создать у читателя эффект присутствия при описываемых действиях.

 

  • Последовательность действий может выражаться не только однородными сказуемыми, но и рядом самостоятельных предложений. В этом случае изобразительная сила увеличивается, поскольку самостоятельное предложение дает читателю большее количество дополнительных деталей.

 

        «До этого момента Буш сидел неподвижно. Затем он встал. Широко улыбаясь, приблизился к Зое Семеновне. Внезапно провел какое-то стремительное футбольное движение. Затем – могучи ударом лакированного ботинка вышиб поднос из рук ошеломленной женщины. Помещение наполнилось звоном». С.Довлатов «Копромисс».

        В этом фрагменте большее значение имеет не фиксация конкретных действий, а из значение применительно к ситуации. Значимость действий подчеркивается и замедление ритма повествования: однородные сказуемые, относящиеся к одному субъекту – Бушу – располагаются в разных самостоятельных предложениях. Неадекватность действий персонажа подчеркивается обстоятельствами образа действия (широко улыбаясь, внезапно), что являет собой описание внутреннего мира персонажа.

 

        Событийное повествование

        Цель событийного повествования – дать представление о последовательности событий, поступков, изменений в жизни лица, группы лиц, государства и т.д., Основу событийного повествования составляет последовательность предложений, обозначающих события и действия.

        Если в изобразительном повествовании главным содержанием текста является фиксация конкретных физических действия, явлений чувственно воспринимаемого мира, то в событийном повествовании внимание читателя обращено на элементы мира событий: собственно события, поступки, решения.

         «Намерения своего относительно заграницы Персиков не осуществи, и 20-й год вышел еще хуже 19-го. Произошли события, и притом одно за другим. Большую Никитскую переименовали в улицу Герцена. Затем часы, врезанные в стену дома на углу Герцена и Моховой остановились на одиннадцати с четвертью, наконец, в террариях зоологического института, не вынеся всех пертурбаций знаменитого года, издохли первоначально восемь великолепных экземпляров квакшей, затем пятнадцать обыкновенных жаб, и наконец, исключительнейший экземпляр жабы Суринамской» М.Булгаков «Роковые яйца»

        В этом примере предложения со сказуемыми в форме глаголов совершенного вида передают последовательность событий за довольно большой период времени. Предложения автономны, то есть ярко выраженной логической связи между ними нет. Порядок следования их определен хронологий развития событий. Акцент сделан на сообщении о последовательных событиях, а не на их фиксации органами чувств человека.

 

Динамичность повествования

        Повествование всегда динамично, поскольку фиксирует переход от одного действия или состояния к другому, то есть изображает действительность в процессе изменения и развития. Динамичность повествования достигается с помощью:

  • Глаголов совершенного вида: пришел, увидел, победил.
  • Наречий и наречных слов со значением времени: сперва, вдруг, затем, изредка и т.д.
  • Союзы: разделительный союз то -‑то, сопоставительный союз чем ‑ тем, союзы со значением времени лишь только, как только и т.д.

 

Роль повествования в тексте

        Удельный вес повествования в текстах различен. Но чаще всего повествование чередуется с описанием в композиционных целях. Например, у Пушкина, писателя с ярко выраженной склонностью к повествовательности, даже описание интерьера содержит повествовательные черты: «Герман вошел в спальню. Перед кивотом, наполненным старинными образами, теплилась золотая лампадка» (А.С.Пушкин «Пиковая Дама»)

        У Тургенева тоже часто можно встретить соединение повествование и описания, хотя описательные фрагменты в его прозе по сравнению с прозой Пушкина более обширны и легко вычленимы в тексте: «Вот вы отыскиваете себе место где-нибудь подле опушки, оглядываетесь, осматриваете пистон, перемигиваетесь с товарищем. Четверть часа прошло. Солнце село… В лесу все темней и темней. Деревья сливаются в большие чернеющие массы» И.С.Тургенев «Ермолай и мельничиха».

        Вывод прост: несмотря на то, что все тексты можно разделить на разные речевые действия, трудно обнаружить стерильно чистые формы описания или повествования. Писатель делает акцент на различных гранях действительности, используя вперемешку повествование с описанием, и в результате они создают у читателя нужное автору разнообразие восприятия.

 

В статье использованы материалы работы: А.В. Валл, В.И. Конько, О.В.Неупокоева «Функциональные типы речи»


21 Апреля 2015    Редакция 0    5144 +7

Вам могут быть интересны похожие материалы:


Магия литературных конкурсов

Почему тема литературных конкурсов так популярна? Почему тысячи авторов, серьёзных джентльменов и не менее серьёзных леди с трепетом юной барышни ждут решения жюри? Предположим, скептики вспомнят про солидный премиальный фонд. Но ведь дело не только в деньгах, тем более что в подавляющем б.. Читать дальше
542 0 +2

Поколение «@»

Каждому поколению свои идеалы. Оцениваются идеалы, как правило, по двадцати тридцатилетним. Ну, пусть будет среднее арифметическое – двадцать пять лет. Например, двадцатипятилетние «восьмидесятники» идеализировали западную культуру со всей ее атрибутикой... Первое десятилетие века уже .. Читать дальше
683 5 +4

Знатоки от литературы

Удивительно стремление многих и особенно молодых людей награждать себя титулами и званиями. Обвешиваться ими с головы до ног и щеголять при первом удобном случае. Оглянись вокруг – и почувствуешь себя неполноценным среди «бизнес-консультантов», «коучей», «экспертов», «культовых авторов», «.. Читать дальше
540 1 +6


Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии и оценивать публикации:

Войти или зарегистрироваться

Комментарии (0)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.


    + -