Пиши .про для писателей

Типы речи (Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение)

Типы речи <small>(Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение)</small>

Повествование, описание, рассуждение

 

Повествование, описание и рассуждение – три кита, на которых держатся наши тексты. Не поверите, но, если не брать во внимание диалоги, окажется, что художественные произведения состоят именно из этих трех типов речи, подчас смешивающихся, чередующихся и наслаивающихся один на другой. Поэтому автору, стремящемуся освоить курс теории литературы, полезно знать, что представляет собой каждый функционально-смысловой тип речи в отдельности, дабы уметь различать их и понимать, к чему тяготеет его проза.

 

Триединство

        Возьмите любое художественное произведение, полистайте его – вы встретите все три типа речи. Не бывает полноценного романа без повествования, описания или рассуждения. В той или иной форме они встречаются в тексте. Хотя нередко автор тяготеет к одному из функционально-смысловых типов речи, и тогда его прозу обвиняют в излишней описательности или в динамичности, что свойственно повествовательным фрагментам текста, или в тяготении к рассуждениям в ущерб повествованию. Классиков, правда, обвинять язык не поворачивается ни у кого, и мировая литература предоставляет нам богатый выбор произведений с двумя или даже одним доминирующим типом речи.

       Нужно признать, что произведения, состоящие сплошь из описания – это экскурсионные буклеты: на описании сложно построить полноценный художественный текст. Хотя мы встретим и произведения, в которых львиную долю текста составляют именно описания. Например, «Волхв» Фаулза – роман-диафильм, в котором одна картина мира сменяется другой. Описательна проза Томаса Манна, Марселя Пруста, Константина Паустовского, ранние рассказы Татьяны Толстой. Но в и в этих текстах встречаются повествование и рассуждения, поскольку без них, как ни крути, рассказа, повести, а уж тем более романа не сделаешь. Эссе, фельетон, лирическое стихотворение – да, а все остальное должно быть приправлено хотя бы повествованием.

       Из описания сложно сделать цельный роман, в то время как повествование вполне для этого подходит, ведь что есть литературное произведение, как ни зафиксированная история, а история – это такая штука, в которой что-то должно происходить. Поэтому произведений, в которых повествование выступает основным типом речи, сколько угодно, например, проза Бернарда Вербера – повествовательна, в ней сведены к минимуму описательные фрагменты и фактически нет рассуждений. Повествовательными, как правило, бывают произведения, относящиеся к литературе быстрого темпоритма. Детективы, и особенно те, что называют авантюрными, приключенческие истории, несложные квесты.

        В копилке мировой литературы мы встретим и тексты, состоящие преимущественно из рассуждения – это философские трактаты – но и они, как не крути, содержат элементы описания и повествования.

        Идея проста: к какому бы типу речи не лежала душа автора, ему придется использовать два других, чтобы мир его художественного произведения был гармоничным и цельным.

 

Функционально-смысловые типы речи в таблице

Каждому функционально-смысловому типу речи мы посвятим отдельный подробный материал. А сегодня мы предлагаем вашему вниманию краткий обзор, характеристику повествования, описания и рассуждения.

 

Повествование

Описание

Рассуждение

Что делает

Сообщает, рассказывает, повествует о последовательности событий, явлений, действий в настоящем, прошедшем и будущем временах. Как правило, в основе повествования – перечисление действий.

Указывает, выделяет, называет признаки человека, места действия, предмета.

Передает последовательность человеческих мыслей. Излагает точку зрения автора, обосновывает положение, выдвигаемое действующим лицом, выявляет причинно-следственные связи событий и явлений, объясняет сущность, причины явления, события.

 

Морфологическая характеристика

Строится на глаголах, рассказывающих о действиях в динамике: «Пришел, увидел, победил».

Строится на определениях, наречиях, причастиях, существительных характеризующих предмет, явление, лицо, событие и т.д.: «И шляпа, с траурными перьями, и в кольцах узкая рука».

 

Если перечисление действий в тексте носит постоянный характер (так происходит всегда), то это тоже описание. В этом случае в тексте будут содержаться глаголы, называющие действия: «Над озером скрипят уключины, и раздается женский визг, а в небе ко всему приученный бессмысленный кривится диск».

Использует все части речи, зачастую строится на вопросно-ответных конструкциях.

Чаще всего создает по схеме:

Тезис ‑ аргумент(довод, пример, обоснование) -‑ вывод. Бывают инверсивные рассуждения, то есть вначале делает вывод, а после приводятся аргументы. Иногда рассуждение представляет собой голый вывод или тезис, подкрепленный другими умозаключениями автора, но не являющимися доказательством тезиса: «Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждаянесчастливая семья несчастлива по-своему» ‑ знаменитое начало «Анны Карениной» ‑ это рассуждение без обоснования тезиса автора.

В каноническом рассуждении можно встретить конструкции «таким образом», «можно сделать вывод», «это подводит нас к умозаключению», «отсюда следует».


19 Декабря 2015    Редакция 0    9436 Рейтинг: +8

Вам могут быть интересны похожие материалы:


Роды литературы

Эпос, лирика, драма - три рода литературы. Промежуточный род литературы – лироэпика вобрал в себя черты эпических и лирических произведений. Чтобы разобраться в хитросплетениях определений, предлагаем вашему вниманию роды литературы в таблице с классификацией произведений русской литератур.. Читать дальше
11243 0 +4

Композиция литературного произведения

Композиция – это построение художественного произведения. Именно от композиции зависит эффект, который текст производит на читателя, поскольку учение о композиции гласит: важно не только уметь рассказывать занятные истории, но и грамотно их подавать... Читать дальше
1317 0 0

Описание как функционально-смысловой тип речи

Текст без описания подобен человеку без всех органов чувств: жизнеспособен, но неполноценен. И даже если писатель тяготеет к повествовательной прозе, ему все равно приходится описывать. Поэтому автору, осваивающему теорию литературы, просто жизненно необходимо получить исчерпывающие сведен.. Читать дальше
3022 1 +5


Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии и оценивать публикации:

Войти или зарегистрироваться


Чтобы общаться и делиться идеями, заходите в чат Telegram для писателей.

Комментарии (4)

  1. rmVilly 16 августа 2016, 20:54 # 0
    Опечатка во втором абзаце, 2 предложение с конца.
    «Но в и в этих текстах встречаются повествование и рассуждения...»
    1. Alex 05 июня 2017, 01:37 # 0
      Доброй ночи. Скажите пожалуйста, а как по жанру и по стилю будет называться литература, если в ней присутствует сплав реального признания в любви молодого человека к девушки, ассоциации с произведениями искусств, прошлое-как настоящее, идея лесбийской любви?
      1. Ольга Лобода 08 июня 2017, 13:09 # 0
        Жанр будет называться:«Бред сумасшедшего»
      2. Alex 05 июня 2017, 01:39 # 0
        … не могу разобраться в композиции и как всё оформить…

        Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.


        + -