Пиши .про для писателей

Написать книгу: с чего начать

Написать книгу: с чего начать

Вопрос о том, как писать книги, сродни размышлению на тему, как сдавать кросс. Ответ очевиден: если речь о кроссе, то надеваешь кроссовки и бежишь. До финиша, если не выдохнешься. С книгой – та же методика: открываешь файл и пишешь. Задаваясь вопросом о том, как создать рукопись для последующей публикации, автор зачастую интересуется не столько тем, как, собственно, писать, а тем, с чего начать свой путь в мир больших тиражей.

 

Мнения о том, с чего начинать книгу, неоднозначны. Можно сказать, они диаметрально противоположны друг другу:

а) начинать стоит с замысла и плана,
б) начинать нужно с текста,
в) начинать с финала,
г) начинать с аннотации.

 

Между а и б

    Сторонники пункта «а», утверждают, что поезд проедет лишь там, где проложен путь, а значит, необходимо проложить пути для будущей рукописи, а именно выносить замысел, обдумать хорошенько все перипетии сюжета, придумать концовку, написать план произведения с перечислением героев и их характеристик, а после приступать к тексту.

    Сторонники пункта «б» убеждены, что книга сама себя пишет, как говаривал мистер Кинг, а значит, нужно просто писать и следить за тем, как поведут себя герои и к какому финалу приведет действие романа

    Что ни говори, следовать пункту «б» проще, поскольку не нужно мудрить с планом, но пункту «а» надежнее, ведь если план романа готов, львиная доля работы уже проделана. В этом случае автор просто наращивает текст на уже созданный костяк истории. Однако такой вариант приемлем для любителей планирования. А также для тех, кто умеет составленному плану следовать. А литературное произведение подчас начинает жить своей жизнью и выходит из берегов, определенных автором. В результате может возникать несоответствие между планом и текстом, и в итоге окажется, что работа по планированию романа проделана впустую. Для тех же, кто неукоснительно следует намеченному, кто не может работать вслепую и писать по принципу «куда строка выведет», планирование романа – идеальный способ начать работу над книгой.

 

Начало с конца

    Существует целое учение о том, что писать любой текст, будь то литературное произведение, письмо, дипломная работа, план публичного выступления... – лучше с заключения. Этот прием должен позволить автору систематизировать идеи и мысли, а значит, упростить работу. Кроме того готовая концовка психологически значительно упрощает работу над текстом, поскольку традиционно именно зачин и финал отнимают у автора больше всего сил. А ведь когда самые сложные этапы позади, можно расслабиться и писать в свое удовольствие.

    Начало с конца хорошо во всех отношениях, кроме того что, как и в случае с планированием, может оказаться бессмысленным, если во время работы над рукописью автор решит иначе завершить произведение. Но попробовать стоит, вдруг сработает.

 

От части к целому

    Пункт «г» ‑ начало с аннотации – это и есть знаменитый метод снежинки. Механизм действия такой: вначале в одно предложение умещается вся история, которую хочет поведать писатель. Допустим: «Ученые Петр и Василий открыли альтернативный источник энергии, за это их преследуют спецслужбы».

    Далее предложение распространяется: в нашем примере может появиться мотивировка действий спецслужб и описание дальнейших шагов ученых: «Ученые Петр и Василий открыли альтернативный источник энергии, за это их преследуют спецслужбы, поскольку не хотят допустить распространения этой информации, ведь тогда энергия станет фактически бесплатной. Петр и Василий пускаются в бега, при том всеми силами стремятся поделиться своим открытием, но все время оказываются под прицелом».

    Задача писателя – довести аннотацию до краткой истории, в которой будут перечислены все герои, все события, обозначены все сюжетные линии. Отличие от плана в том, что план сам по себе текстом не является, планирование – подготовительная работа. Здесь же автор работает сразу же над самим текстом, то есть сразу пишет, а не просто готовится к письму. После появления краткой истории останется лишь нарастить мяса на скелет романа: ввести описания, написать диалоги, лирические отступления.

 

Свобода выбора

     Какой из вариантов правильный, верный, какой из них гарантированно приведет к созданию качественного романа, ответить никто не сможет, ибо, говоря по правде, как только романы не пишутся и с чего только не начинаются. Как говорится, когда б вы знали, из какого сора… Поэтому есть смысл экспериментировать, но не забывать о том, что, размышляя над тем, как написать книгу, с чего начать свой путь к литературной славе и где искать вдохновения, писателем не станешь. Стать писателем можно только, написав и опубликовав рукопись. А для этого нужно, собственно, писать, писать и писать. А с какой стороны начинать – дело вкуса.

 

    Своими размышлениями о том, чего начинать работу над книгой, вы можете поделиться в комментариях.


10 Октября 2014    Редакция 0    2659 +4

Вам могут быть интересны похожие материалы:


Диктат успеха

Мы пишем и думаем, как издать книгу. Ради чего? Рассказать историю, напомнить о великом, помечтать о несбыточном. Выговорить себя, поделиться талантом, открыть истину. Верно? Но найдутся и те – и будет их большинство – кто пишет только ради славы, проникшись идеологией современного общест.. Читать дальше
444 0 +3

Поздравление от команды Пиши.про с Новым 2017 годом

 Дорогие авторы и читатели Пиши.про, мы поздравляем вас с наступающим 2017 годом! 


  Ушедший год стал для нас временем неожиданных перемен и стремительного развития. Мы запустили два крупных проекта Проза.Пиши.про и Стихи.Пиши.про. Это позволило нашим авторам со всего мира п.. Читать дальше

427 0 +2

Два писательских рынка

Известность – товар дефицитный, поэтому всем поровну не отпускается. Если судить по продукции книжных магазинов, литературный процесс сегодня формируется только парой десятков авторов. Однако Союз писателей России насчитывает более тысячи литераторов. При этом неизвестные массовому читател.. Читать дальше
402 3 +2


Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии и оценивать публикации:

Войти или зарегистрироваться

Комментарии (2)

  1. Наталья 02 июня 2015, 19:31 # 0
    Я окончила филологический факультет университета в советское время. И тогда нас учили, что в каждом произведении должна быть идея. Тот самый мессидж, который писатель посылает людям. А проще говоря, то, что заставило взяться за написание. Мысль или опыт, а то и наблюдение настолько значимые в духовном, философском — экзистенциальном, а также человеческом плане, что не донести их до общества нельзя.
    Советское образование, конечно, не эталон. Но это хоть какое-то образование — систематизированное, обеспеченное научно и методически и так далее. Поэтому я до сих пор верю, что если идея есть в произведении, то оно выходит цельным и органичным.
    Верю также, что созданные образы могут сами двигать сюжет, если они жизнеподобны и сильны. В этом случае весьма желательно, чтобы в произведение были заложены некие сильные эмоции, чувства, пережитые автором в его жизни.
    1. Анастасия 18 июня 2015, 03:37 # 0
      Наталья, полностью согласна с вами. Я тоже за «идею», хотя и не заканчивала филологического. Хочу добавить, что идея может быть позаимствована, что часто случается, или может быть кем-то подсказана, вспомним историю с созданием «Ревизора».

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.


    + -